Авиценна (Ибн Сина)

(Абу Али Хусейн Ибн Абдалах Ибн Сина)

(980-1037) великий среднеазиатский врачеватель

Свыше тысячи лет назад в Бухаре жил гениальный человек по имени Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина. Более знакомо всем его латинизированное произношение - Авиценна.

Кто он был, Ибн Сина? Врачи говорят, что он великий врач. Математики считают его известным астрономом и математиком. Литераторы добавляют, что Ибн Сина к тому же поэт и писатель. Но это еще не все. Геологи утверждают, что он теоретик геологии. Музыканты считают его теоретиком музыки, а философы - великим мыслителем. И все они будут правы. Кто же он - вечный скиталец, главный министр, визирь, арестант, брошенный в заключение?

Почему через сто с небольшим лет после его смерти по приказу религиозных фанатиков сжигали философские книги Ибн Сины? А еще через несколько сотен лет в Европе после изобретения печатного станка сразу после Библии напечатали огромные пять томов «Канона врачебной науки». И автор их - Авиценна.

Мусульманские библиотеки бережно хранят его книги, и редким людям разрешено прикасаться к ним. О многих книгах мы знаем лишь понаслышке. Переписчики старательно копировали сочинения Ибн Сины. На печатных станках их множили в разных странах Европы, переводили на разные языки.

Великий мыслитель Авиценна начал писать философские трактаты и стихи еще в Бухаре, где, как предполагают, он родился, и продолжил свое творчество в Западном Иране. Он внес огромный вклад в развитие философии, социологии, литературоведения, поэзии, естествознания, медицины.

У Ибн Сины врагов было гораздо больше, чем доброжелателей и покровителей. Спасаясь от гнева султана Махмуда и от недремлющего ока его челяди, Авиценна был вынужден, как он уклончиво пишет, «в силу необходимости» бесконечно скитаться, переходя из одного города в другой и из страны в страну. Но везде его ожидали новые превратности судьбы. Его не раз бросали в темницу и грозили мечом палача. Он скрывался, бродил по пустыне, сидел в заточении, участвовал в походах, занимался государственными делами, снова скрывался, но всегда работал, писал.

Власть разума придавала его произведениям тот пленительный оттенок «жизнерадостного свободомыслия», который так высоко ценится читателями в передовых мыслителях Востока. Авиценна первым, за шесть веков до Декарта, записал в «Ишарат»: «Я мыслю, и это значит, что я существую». И этот культ разума, объективно противостоящий всесилию ислама, был проявлением прогрессивной тенденции в сложном мировоззрении Ибн Сины.

Он изучал античную философию по произведениям, которые дошли до того времени в сирийских и арабских переводах, и первого среди философов - Аристотеля. Ибн Сина многое воспринял и из передовой арабской мысли. Он поддерживал связь и переписывался по научным вопросам со своим современником, гениальным ученым из Хорезма аль-Бируни. Авиценна был человеком высокообразованным. Он сказал новое слово во всех областях, которыми занимался. За что же его травили при жизни? Прежде всего за то, что он признавал извечность мира, отрицал божественный промысел и все объяснял естественными причинами. Наконец, Авиценна доказывал бессмертие души и отрицал возможность телесного воскрешения. Ученый считал, что мир по своей сущности материален и вечен. Загробную жизнь он признавал только в чисто духовном смысле. Вселенную же представлял себе как иерархическую цепь, начиная с царства минералов и кончая человеком. Теория универсалий Ибн Сины впоследствии была принята европейской схоластикой.

Нельзя не признать, что обвинители Ибн Сины сумели разобраться и в его иносказаниях, и в его противоречиях. Он признавал существование бога как первичной абстрактной субстанции, которая хотя и не сотворила мира, но сделала возможным его наличие, бытие. Авиценна верил в Аллаха и не мог в свой век не верить в него. Но он превратил Аллаха в такую опустошенную абстракцию, которая только существует, но не действует, поскольку извечный мир развивается по своим законам.

Великий ученый спешил сделать как можно больше. Когда ему предложили государственную должность, он, как визирь, посоветовал правителю провести некоторые реформы.

Во-первых, он предложил освободить от налогов крестьян, которые совсем обнищали. Во-вторых, необходимо было, по его мнению, сократить войско вдвое, а освободившихся воинов направить на строительство каналов. И, в-третьих, заложить первые медресе (школы) и дом исцеления (имеется в виду больница).

Но из этого ничего путного не получилось, и Авиценна только вызвал раздражение у придворных. Единственным его занятием была работа. Главный свой труд «Канон врачебной науки» Авиценна закончил незадолго до смерти. Пройдет больше восьмисот лет, и только тогда великий Луи Пастер подтвердит гипотезу Ибн Сины о вирусах - невидимых возбудителях болезней, которые живут не только в воде, но и в воздухе.

Ибн Сина первый создал учение о пульсе, разделил такие болезни, как чума, холера, описал проказу, желтуху и сибирскую язву, первым в мире описал строение мышц глаза. Тогда он еще не знал, что его «Канон» вскоре станет медицинской энциклопедией во всех странах мира.

Ибн Сина написал поэму «Урджуза», сутью которой стала медицина. «Она составлена в простом изложении, понятными стихами, так, чтобы было нетрудно ее читать», - писал он в предисловии. По этой поэме даже школьник мог изучать медицину. Он написал также книгу по языкознанию. Она называлась «Язык арабов». Современники говорили, что подобной книги в области языка еще никто не писал.

В последние годы жизни здоровье Ибн Сины ослабело. Когда-то он написал книгу о желудочных коликах. Теперь он сам страдал от этой болезни. Ученый был настолько слаб, что уже не мог принимать лекарства. «Управитель, управляющий мною, бессилен управлять, и ныне бесполезно лечение», - сказал он самому себе.

Ибн Сина умер в полном сознании, и последними словами его были:

От праха черного и до небесных тел Я тайны разглядел мудрейших слов и дел. Коварства я избег, распутал все узлы, Лишь узел смерти я распутать не сумел.