Макаров Степан Осипович

(1842-1904) русский адмирал

Расцвет деятельности Степан Осипович Макарова совпал с тем периодом, когда в России совершался переход от парусного к паровому флоту. Макаров практически был единственным русским флотоводцем, который смог вписаться в новые условия. Он был не только моряком, но и талантливым инженером, а также ученым, сделавшим ряд крупных открытий. Даже дети знают об одном из его изобретений, пользуясь головоломкой адмирала Макарова.

Степан Осипович Макаров происходил из военной семьи, в свое время его отец вышел в отставку в чине прапорщика. Своего единственного сына он отдал учиться в Николаевское-на-Амуре морское училище, где солдатских детей учили бесплатно.

Степану понравилось учиться, и уже после первого года он стал лучшим учеником. Первое учебное плавание он совершил на корабле «Абрек», который доставлял продукты русским обитателям Аляски.

Во время плавания Степан Макаров не только освоил морское дело, но и изучил английский язык. Когда судно прибыло в Ситку, центр русских владений в Америке, он был переведен матросом на военный корабль «Богатырь», где не хватало рабочих рук.

Плавание на «Богатыре» явилось для него настоящей школой. Когда корабль вернулся в Николаев-на-Амуре, командир корабля не только дал Степану Осиповичу Макарову отличную характеристику, но и ходатайствовал о присвоении молодому матросу звания мичмана.

Однако руководство училища не решилось дать ход этому представлению и ограничилось тем, что назначило Макарова преподавателем младших классов, присвоив ему чин фельдфебеля. Через год он успешно сдал выпускные экзамены и был произведен в гардемарины.

Он хотел продолжить образование, поэтому отправился в Санкт-Петербург и поступил в Кронштадтское морское училище. Там ему пришлось очень трудно, поскольку он оказался единственным воспитанником, который не принадлежал к дворянскому сословию. Тем не менее Макаров и в Кронштадте вскоре вошел в число первых учеников и уже после первого курса был отправлен в самостоятельное плавание на военном корабле «Тунгус».

Во время плавания командир корабля досрочно произвел Степана Осиповича Макарова в лейтенанты. Прибыв во Владивосток, Макаров узнал, что из военно-морского штаба пришел приказ о его немедленном командировании в Петербург. Только спустя время он узнал, что морской министр распорядился отобрать молодых офицеров, проявивших инженерные способности, чтобы использовать их при конструировании паровых военных кораблей.

Работая на судостроительном заводе, Степана Макаров впервые в мировой науке предложил систему затопления отсеков судна для повышения его живучести. Однако его изобретение много лет провалялось в бесчисленных канцеляриях, поскольку он не имел достаточных знаний для его математического обоснования. Лишь в конце восьмидесятых годов на основе разработок Макарова, академик Алексей Крылов создал специальные таблицы непотопляемости.

Вместе с тем надвигалась война с Турцией, а Россия не имела необходимого числа военных кораблей. Степан Осипович Макаров предложил переоборудовать для военных целей быстроходные пассажирские корабли. В качестве эксперимента он перестроил пароход «Великий князь Константин», которому были приданы небольшие скоростные минные катера. Для них Степан Макаров сконструировал совершенно новое оружие — самодвижущуюся мину (торпеду).

Небольшая эскадра, которой он командовал, нанесла такой сильный урон турецким кораблям, что во всех странах мира срочно стали внедрять изобретение русского капитана. Сразу же после турецкой войны Макаров получил чин капитана первого ранга. Кроме того, ему предложили весьма заманчивый пост — командира императорской яхты «Ливадия». Но, ознакомившись с чертежами яхты, он счел ее конструкцию неудачной и открыто заявил об этом. В результате его придворная карьера не состоялась.

Правда, он не слишком расстраивался, потому что как раз в эти дни женился на К. Якимовской, дочери русского дипломата. Семейные заботы на время затмили служебные. Казалось бы, теперь его жизнь должна была развиваться спокойно и ритмично, без экспериментов и нововведений.

Но военно-морские чиновники, которым не нравилось демократическое происхождение Макарова, добились его назначения командиром военного парохода «Тамань», который был придан русскому посольству в Турции.

Тихая и спокойная служба в новой стране не могла удовлетворить Степана Осиповича Макарова, и он использовал свободное время для океанографических исследований. Он сумел открыть наличие донного течения из Мраморного в Черное море. Макаров установил, что его причиной является разница в плотности воды. Дело заключалось в том, что в Черное море впадает множество больших рек, которые и приносили огромное количество пресной воды. За эту работу Степан Макаров был избран действительным членом Академии наук.

Для продолжения исследований по его чертежам был построен первый в мире научный корабль — корвет «Витязь». На нем он организовал плавучую океанографическую лабораторию, на которой совершил кругосветное путешествие. Результаты были обобщены в фундаментальном научном труде «Витязь» и Тихий океан». На основе собранных материалов Макаров составил карты течений в Тихом океане и пришел к выводу, что все они образуют единую систему.

Вернувшись домой, адмирал Степан Осипович Макаров был назначен флагманом Балтийского флота и сразу же начал перестройку управления русским флотом. Он стремился приблизить его организацию к уже существовавшей в ведущих европейских странах системе.

Однако косное руководство морского министерства сразу же начало ему противодействовать. Тем не менее известность Макарова была уже так велика, что прямо отстранить его от службы было невозможно. И чиновники воспользовались тем, что Степан Макаров много раз заявлял о своем желании заняться научной работой. Поэтому его рапорт был удовлетворен, и адмирал был назначен командиром специальной экспедиции по изучению устья рек Оби и Енисея.

Во время экспедиции Макаров и пришел к мысли, что России необходимо построить мощные ледоколы. С их помощью можно было бы проводить пароходы по Северному морскому пути. В качестве первого опыта он предложил конструкцию судна совершенно нового типа, специально приспособленного для плавания во льдах. Поскольку в России в то время построить подобный корабль оказалось невозможным, новый ледокол «Ермак» был заложен на одной из английских верфей.

Степан Осипович Макаров неоднократно приезжал на место строительства и по ходу работ совершенствовал конструкцию. Наконец «Ермак» был спущен на воду. Уже первое плавание во льдах не только наглядно доказало его прекрасные мореходные качества, но и подтвердило своевременность этой постройки.

Во время первого плавания «Ермака» из Англии в Россию, Степан Макаров узнал, что один из крупнейших русских кораблей броненосец «Генерал Апраксин» наскочил на камни и находится на грани гибели. Именно тогда « Ермак» вышел к судну и спас его. На обратном пути Макаров освободил изо льдов крейсер «Адмирал Нахимов». В этой операции принимал участие изобретатель радио Александр Попов, который установил радиостанции для обеспечения связи между кораблями.

Вернувшись в Россию, Макаров узнал о том, что его назначили командиром Кронштадтского порта и генерал-губернатором Кронштадта. Но адмирал не стремился к служебной карьере. Всего через несколько месяцев он обращается с рапортом и просит отпустить его в экспедицию на север. И вскоре «Ермак» под его командованием отправляется в полярное плавание.

В этом арктическом походе принимала участие большая группа ученых. В ходе плавания вокруг Новой Земли и Земли Франца-Иосифа экспедиция собрала значительные материалы, была составлена карта береговой линии двух островов, изучены глубоководные течения.

Но продолжению исследований помешала русско-японская война. Как один из опытнейших флотоводцев, Макаров был назначен командующим русским флотом в Тихом океане. С небольшой группой офицеров он покинул Петербург и после долгого пути добрался до Порт-Артура, где находилась основная база русского флота. Энергичный и смелый флотоводец сразу же вдохнул жизнь в деятельность русской эскадры, ослабленной внезапным нападением японцев в январе 1904 года.

13 марта 1904 года Степан Осипович Макаров вышел в море во главе эскадры из двадцати двух кораблей, держа флаг на броненосце «Петропавловск». Во время завязавшегося боя стало очевидным, что японцы во многом уступают русским морякам. Вскоре японская эскадра начала спешный отход, и Макаров отдал приказ о возвращении на базу. Но неожиданно «Петропавловск», на котором он находился, наскочил на японскую мину и начал тонуть. Никто точно не знает, что происходило на его борту. Лишь много позже путем опроса немногочисленных свидетелей было установлено, что адмирал был ранен. По-видимому, Макаров так и не смог добраться до шлюпки. Вместе с ним погиб известный русский художник Василий Верещагин.

Смерть Макарова стала настоящей трагедией для русского флота. Никто не смог его заменить, и это в значительной мере обусловило то, что через несколько месяцев Порт-Артур был сдан. Так Россия понесла крупнейшее поражение в войне на море. Но моряки не забыли своего адмирала. На всех флотах был организован сбор средств, и в 1913 году в Кронштадте был поставлен памятник адмиралу Макарову.