Зелинский Николай Дмитриевич

(1861-1953) русский ученый

Николай Зелинский родился в городе Тирасполе. Его отец Дмитрий Иосифович был заседателем от дворянства в Тираспольском уезде и губернским секретарем. Крестная мать новорожденного Мария Петровна Васильева приходилась ему родной бабушкой.

История рода Васильевых была необычной. Во время русско-турецкой войны, при штурме крепости Измаил, один из русских солдат нашел в горящем доме маленького турчонка. Его взяли в обоз, а потом вместе с полком увезли в Россию. Мальчику дали фамилию Васильев, по имени спасшего его солдата. Сын этого турчонка Иван Васильев был мужем Марии Петровны, дедом Н.Д.Зелинского с материнской стороны.

Зелинский рано лишился родителей, так как они погибли от туберкулеза. В доме остались двое — бабушка и внук. Мария Петровна жила в постоянной тревоге о здоровье Николеньки: медицина того времени считала туберкулез наследственным заболеванием.

Бабушка всячески старалась закалять внука, приучала его к свежему воздуху и спорту. Он рано выучился плавать, грести, ездить верхом.

Мария Петровна заботилась не только о физическом развитии ребенка. Биографы Зелинского единодушно отмечают ее благотворное влияние на внука. Она сумела развить в нем те черты характера, которые особенно ценили все знавшие Николая Дмитриевича: высокую принципиальность, сознание своего долга, скромность, доброту, отзывчивость, любовь к людям. Бабушка с детства прививала ему трудовые навыки, приучала к усидчивости, аккуратности, умению доводить до конца начатое дело. Николай Дмитриевич, вспоминая свое детство, всегда с большой теплотой говорил о бабушке, заменившей ему родителей.

Мария Петровна была и первой учительницей внука. Она выучила его грамоте и обучала первый год, а затем отдала в Тираспольское уездное училище. Научившись читать, Николенька много времени проводил за книгами. Еще до училища он читал Пушкина, Жуковского, Гоголя. Любимым писателем мальчика стал Гоголь. Эту любовь он сохранил на всю жизнь. Через много лет бюст Гоголя стоял в кабинете профессора Зелинского среди бюстов особо почитаемых им людей: Менделеева, Бутлерова, Некрасова.

Весной 1872 года Николай Зелинский окончил Тираспольское уездное училище. Пришлось серьезно думать о дальнейшем образовании, надо было отдавать мальчика в гимназию. Мария Петровна не могла расстаться с внуком, она оставила свой дом и переехала в Одессу. В августе 1872 года Зелинский, успешно сдав вступительные экзамены, был принят в первый класс Ришельевской гимназии. Гимназия, получившая столь знаменитое имя, принадлежала к числу привилегированных учебных заведений. В ней учились мальчики из аристократических семей и сыновья негоциантов. В гимназии действовал только что введенный в 1871 году устав, разработанный ярым реакционером, министром народного просвещения Д.Толстым. «Спасение юношества в изучении древних языков и в изгнании естествознания и излишних предметов, как способствующих материализму и нигилизму», — писалось в уставе. В соответствии с этим и было поставлено преподавание в гимназии, где учился Зелинский.

На изучение латинского и греческого языков, древнего периода русской литературы и истории царствующего дома отводилась основная часть учебного времени. Введены были элементы военной муштры. На школьном дворе ученики маршировали, по команде проделывая разного рода артикулы. За ними присматривали надзиратели-педели, большой частью из отставных унтер-офицеров. Николай Зелинский хорошо учился по всем предметам. Ему нравились латинский язык, древняя история и литература. Единственное, что ему не хотелось учить, — это греческий. Впрочем, оценки и по этому предмету у него были хорошие.

Николай и в старших классах продолжал быть в числе лучших учеников гимназии. Он примирился с греческим, хорошо знал латинский, немецкий и французский языки. Учитель математики отмечал его как способного ученика, обладающего хорошим интеллектом, логикой мышления. Но Зелинский больше увлекался историей. Любовь к истории, особенно к истории военных походов, он сохранил на всю жизнь. Особенно любил читать о суворовских походах, знал много интересных эпизодов из них и, когда рассказывал, непременно вспоминал историю своего прадеда-турка.

Зелинский считал для себя обязательным добросовестно учить все предметы. Благодаря хорошим способностям занятия не отнимали у него много времени, и он с упоением читал. В старших классах у него стала проявляться склонность к естественным наукам. В гимназии был хорошо оборудован кабинет по физике. Вместе со своим другом Зелинский много часов проводил там, налаживая приборы для физических опытов. Здесь он впервые познакомился и с химией. За двадцать лет до него в этом самом физическом кабинете начинал свою научную деятельность молодой преподаватель естественных наук Д.И. Менделеев. По совету учителя Зелинский взял в библиотеке книгу Менделеева «Основы химии». Он не все понял в ней, поскольку Менделеев писал сложно, но многие его мысли заставили Зелинского впервые задуматься о значении химии в жизни. К этой книге ученый возвращался потом еще много раз, и, возможно, ее первое прочтение было первым шагом на его пути в химию.

В июне 1880 года Зелинский окончил гимназию и поступил на первый курс естественноисторического отделения физико-математического факультета Новороссийского университета. На естественном отделении в те годы лекции читали известные ученые Мечников, Сеченов, Ковалевский. Их деятельность не ограничивалась стенами университета. Они читали общедоступные лекции для городского населения, писали статьи, организовывали различные общественные мероприятия.

Из всех дисциплин, которые Николай Зелинский слушал на первом курсе, его больше всего заинтересовала химия. Учителя по химии сумели помочь студенту разглядеть за сухими химическими символами сущность явлений. Познакомившись с периодической системой Менделеева, он был покорен ее стройностью, строгой логичностью, великим предвидением еще не познанного. Следующим открытием на его пути в химию стала теория строения вещества, созданная А.М.Бутлеровым. Он сразу понял ее громадное значение, которое можно было сравнить только со значением менделеевского периодического закона.

Чем больше узнавал Зелинский о химии, тем прекраснее казалась ему эта наука, тем сильнее овладевало им желание посвятить себя химии, пойти по пути Менделеева и Бутлерова.

В 1883 году студент третьего курса Николай Зелинский был выбран делегатом от студентов на 7-й съезд естествоиспытателей и врачей. Среди докладчиков съезда был и A.M. Бутлеров.

Зелинский решил посвятить себя работе в области органической химии. Как самостоятельная наука органическая химия родилась всего на одно столетие раньше него. История развития теоретических взглядов в химии заинтересовала молодого ученого: он все глубже входил в «дебри» органической химии, и теперь только экспериментальная работа его уже не удовлетворяла. На четвертом курсе Зелинский написал свою первую самостоятельную работу по органическим веществам, которая, по сути дела, явилась одним из исследований в области органической химии. Она была опубликована в журнале русского физико-химического общества.

В 1884 году Зелинский окончил университет, и ему предложили работу при кафедре химии. Вскоре он женился на Раисе Ивановне Дроковой. Теперь в семье Зелинских по вечерам часто собиралась молодежь. На «огонек» заходили и солидные профессора. Но сам Зелинский иногда сбегал от гостей в лабораторию. На него не обижались, знали: молодой химик беззаветно увлечен наукой. Раиса Ивановна с самого начала супружеской жизни проявляла удивительную чуткость и внимание к научной работе мужа, никогда не упрекая его за то, что большую часть времени он отдает лаборатории. Для Зелинского это был период становления как химика, как ученого.

Именно в это время изучение теоретических взглядов химиков подвело его к вопросам стереохимии. В 1885 году оставленный при кафедре химии факультетский стипендиат Зелинский был направлен на два года за границу. Во время этой стажировки он должен был специализироваться по органической химии в Лейпциге и в Геттингене. Ему удалось получить соединение, обладавшее смертоносным действием. Это вещество, первооткрывателем которого он случайно оказался, чему в то время никто не придал значения, через 30 лет немцы применили в бою при Ипре. Оно принесло смерть тысячам людей и впоследствии получило название иприт. Тогда же, через тридцать лет после открытия этого газа, русский ученый-химик Зелинский направил все свои силы и знания на борьбу против действия иприта и выиграл ее, придумав противогаз.

Вернувшись из-за границы, он сразу начал обработку экспериментального материала, полученного им во время практических занятий в Лейпциге и Геттингене. Ученый написал десять статей, потом защитил магистерскую диссертацию, после чего был зачислен приват-доцентом в Новороссийский университет.

Вскоре Зелинский начал работать над докторской диссертацией. Вся работа состояла из восьми глав, изложенных на 190 страницах. Это исследование было ценным вкладом в теорию строения Бутлерова, ее развитием и дополнением. В 1891 году Зелинский блестяще защитил докторскую диссертацию. Он принял участие в исследовании глубин Черного моря и разгадал его «загадку», установив, что наличие большого количества сероводорода в глубинах моря является результатом не проникновения его сквозь донные трещины, не какой-либо химической реакции, а продуктом жизнедеятельности найденных микроорганизмов.

Весна и лето 1893 года были последними, которые Зелинские проводили в Одессе: осенью они уезжали в Москву. Ученый получил приглашение работать в Московском университете.

Зелинский сумел стать магнитом, который притягивал к науке талантливую молодежь. Он и сам много работал. За семь лет опубликовал около 90 работ. Он сделал несколько важных открытий в области катализа.

В 1911 году Зелинский ушел из университета. За восемнадцать лет, проведенных в его стенах, он стал известным ученым. Пришлось расстаться и с университетской квартирой. С 1911 по 1917 год Зелинский работал в Петербурге.

После Октябрьской революции он возвращается в Москву, снова работает в Московском университете. В это время он больше занимается различными промышленными разработками, в частности, работает над красителями по заказу анилиновой промышленности.

Зелинскому приходилось совмещать научную и педагогическую деятельность. В 1929 году его выбрали действительным членом Академии наук. Таким образом, он получил официальное признание своих заслуг. Зелинский был не только большим ученым, но и страстным агитатором за распространение химической науки и ее неутомимым организатором. В 1929 году в Московском университете был открыт химический факультет.

За выдающиеся заслуги в науке Зелинский был удостоен звания Героя Социалистического Труда, торжественно отметили 90-летие со дня рождения ученого и 60-летие его научной деятельности.

Зелинский считается основоположником целого ряда новых отраслей химической науки: химии нефти, химии белка, органического катализа, химии сверхвысоких давлений. Он создал десятки лабораторий, обучил тысячи химиков. Зелинский обогатил науку блестящими открытиями, громадным количеством исследований, широкими теоретическими обобщениями. Ему принадлежит около 600 научных трудов.

Великий русский ученый Д.И. Менделеев много лет тому назад писал о трех службах, которые любой выдающийся ученый делает во имя Родины: первая из них — научный подвиг, вторая — это деятельность на педагогическом поприще, третья — способствовать развитию отечественной промышленности. Согласно этому завету, Николай Дмитриевич Зелинский выполнил все три службы Родине.


..Следующая страница->