Москвин Иван Михайлович

(1874-1946) русский актер театра и кино

Еще при жизни его называли подлинно национальным актером и считали классиком. Он пришел в Московский Художественный театр в то время, когда Станиславский еще только создавал свою сценическую систему, и впоследствии стал одним из руководителей этого театра.

Будущий актер родился в Москве в бедной семье, так что в детстве был вынужден работать в одном из часовых магазинов. Только в девятнадцать лет Иван поступил в музыкально-драматическое училище при Московском филармоническом обществе. В то время руководителем драматического класса там был В. Немирович-Данченко.

После окончания училища Иван Михайлович Москвин совершил большую поездку по городам России вместе с известной драматической актрисой Г. Федотовой. Она продолжалась почти год, и в результате Москвин остался в Ярославле, где играл в местном театре. Уже потом его оттуда пригласили в Москву в театр Корша. Но проработал он там всего несколько месяцев, а потом перешел в Художественный театр, где и прошла практически вся его творческая жизнь.

Известность пришла к Москвину после блестящего исполнения роли Луки в пьесе М. Горького «На дне». Правда, самому Горькому такая трактовка образа Луки не понравилась, но она привела в восторг Л. Толстого, который тогда увлекался теорией «непротивления злу насилием». Всего Иван Москвин сыграл Луку более 800 раз и играл эту роль в течение всех сорока лет работы в театре. Однажды он даже сказал, что с Лукой прожил жизнь душа в душу.

Не меньшей известностью пользовалась в исполнении Ивана Москвина и заглавная роль в спектакле «Царь Федор Иоаннович» по пьесе А. К. Толстого. Эту роль он тоже играл в течение многих десятилетий, однако не считал ее своей лучшей работой. Во время гастролей МХАТа в Париже Москвин даже уступил исполнение роли царя Федора Василию Качалову, поскольку считал его трактовку образа лучшей.

Почти сразу же после начала работы в МХАТе Москвин занялся режиссурой. Он работал в основном над пьесами Александра Островского. Так, например, ему принадлежит совершенно оригинальная трактовка образа Хлынова в пьесе «Горячее сердце». Его работа оказалась настолько убедительной, что ставивший пьесу Константин Станиславский предоставил ему полную самостоятельность в работе над этой ролью.

Через несколько лет после Ивана Москвина в театр пришел его младший брат, Михаил Михайлович, который принял актерский псевдоним Тарханов и тоже стал известным актером.

В двадцатые годы Иван Михайлович Москвин начал сниматься и в кино. Хотя он сыграл на экране не так много ролей, каждая из них стала событием. Это прежде всего роль Поликея в картине «Поликушка» по рассказу Л. Толстого. Для Москвина не имело никакого значения, играет ли он главного героя или небольшой эпизод. К любой работе на экране или на сцене он подходил с полной отдачей.

Кроме театра, Москвин с удовольствием принимал участие в различных концертах и творческих вечерах. Они были невероятно популярны в Москве двадцатых-тридцатых годов, поскольку во время таких концертов часто исполнялись отрывки из старых спектаклей, которые уже не шли на сцене театра, но бережно сохранялись в памяти зрителей. Это прежде всего касалось постановок по романам Федора Достоевского.

В середине тридцатых годов Иван Москвин был избран депутатом Верховного Совета. Всю свою энергию и огромное влияние он использовал на то, чтобы помогать тем, кто в те годы оказывался в списках «врагов народа». Он помогал драматургу Н. Эрдману, академику Владимиру Вернадскому. Известно, что Москвин просил, хотя и тщетно, об освобождении философа Г. Шпета.

Начало войны застало актера в Минске, где в то время шли гастроли Художественного театра. Естественно, что в первые же дни войны ведущим артистам было предложено выехать в Москву. Однако Москвин отказался и потребовал, чтобы прежде всего в тыл были отправлены все остальные артисты театра. Он сам организовал и провел труднейшую эвакуацию, используя лишь один-единственный грузовик. И сел в присланную за ним машину только в Можайске, когда убедился, что все актеры невредимыми добрались до Москвы.

Вместе с Немировичем-Данченко, Иван Москвин много сделал для того, чтобы при МХАТе открылась своя школа-студия. И потом на протяжении многих десятилетий он лично выслушивал почти всех абитуриентов и отбирал из них наиболее талантливых. В 1944 году, после смерти своего учителя, Москвин стал директором МХАТа.

Семейная жизнь актера складывалась неровно. Его первой женой была Л. Гельцер, сестра известной балерины Е. Гельцер. Их сын Владимир также стал актером МХАТа, а впоследствии известным театральным педагогом. В середине тридцатых годов они расстались, и Москвин вступил в гражданский брак с актрисой Малого театра А. Тарасовой.

Но и этот брак продолжался немногим более десяти лет. Они расстались в 1944 году, и Иван Михайлович Москвин тяжело переживал этот разрыв, хотя и осознавал свою вину: ведь к этому времени он уже очень много пил. Возможно, эти переживания и вызвали обострение болезни, которая в конечном итоге и привела его к смерти.