Гончаров Андрей Александрович

(род. в 1918 г.) русский театральный режиссер

Постановки Гончарова Андрея Александровича всегда вызывают ожесточенные споры. Они имеют столько же сторонников, сколько и противников. Но любой его спектакль никого не оставляет равнодушным. Каждая работа режиссера отличается четкостью концепции, реализуемой последовательно, без полутонов и недоговоренностей.

Андрей Гончаров родился в селе Синицы, недалеко от Зарайска. Детство мальчика прошло в Москве в старинной квартире, находившейся в Брюсовском переулке.

Отец Андрея, пианист по профессии, преподавал фортепиано в Филармоническом училище. Мать была актрисой, но оставила профессиональную сцену, посвятив себя семье. Особая музыкальная и театральная атмосфера предопределила будущую судьбу мальчика.

Мать Андрея организовала детскую театральную студию, в которой он и получил первые уроки мастерства. В студии Гончаров познакомился со своей будущей женой — В. Жуковской, избравшей профессию балерины. В течение ряда лет она танцевала на сцене Большого театра.

В 1936 году, закончив среднюю школу, Гончаров поступает на актерское отделение ГИТИСа и становится учеником артиста МХАТа В. Топоркова. Закончив первый курс, по совету учителя он переходит на режиссерское отделение, где преподавал один из ближайших помощников Константина Станиславского - Н. Горчаков.

Андрей Александрович Гончаров закончил ГИТИС летом 1941 года и сразу же после дипломного спектакля был призван в ополчение. Однако уже в конце октября 1941 года он был серьезно ранен, и после лечения в госпитале его признали негодным для дальнейшего прохождения военной службы.

Вернувшись в Москву, Андрей Гончаров подрабатывает вторым режиссером на «Мосфильме». В начале 1942 года его назначают режиссером Первого фронтового театра. С труппой Гончаров уезжает вначале в Архангельск, а затем в Мурманск. В его обязанности входила постановка спектаклей и концертных программ, с которыми труппа постоянно ездила по городкам военных моряков и фронтовой зоне.

После прорыва блокады театр перебрасывают в Ленинград, артисты выступали в клубах, домах культуры, а иногда выезжали в Кронштадт на военные базы.

В 1944 году театр был расформирован, и Гончаров возвратился в Москву. Вскоре Н. Горчаков приглашает его работать вторым режиссером в Театр сатиры. Именно последующие пять лет помогли сформировать его режиссерский почерк.

На сцене Театра сатиры, Андрей Александрович Гончаров дебютировал спектаклем «Женитьба Белугина», затем поставил пьесу Н. Шкваркина «Женихи». Третья постановка — пьеса А.Галича «Вас вызывает Таймыр» — стала событием в театральной жизни Москвы.

После премьеры Гончарова пригласили вторым режиссером в Театр имени М. Ермоловой. Тогда им руководил известный театральный педагог А. Лобанов. Под его руководством, Андрей Гончаров поставил спектакль «Благочестивая Марта» по пьесе испанского драматурга Тирсо де Молина.

Однако плавное течение жизни было прервано. В 1951 году во время борьбы с космополитизмом Лобанова уволили из театра, Гончаров вскоре также был вынужден покинуть коллектив.

В течение некоторого времени режиссер преподает в ГИТИСе, делает разовые постановки в различных столичных театрах. Он планировал уехать в провинцию, но через год в Москве открыли два новых драматических театра. Гончарова приглашают в качестве второго режиссера в театр на Спартаковской, которым руководил актер С. Майоров.

Вместе с ним, Андрей Гончаров начинает работать в Драматическом театре на Спартаковской. Но Майоров вскоре умирает, и Гончарову самому приходится бороться за выживание коллектива. Обновляя труппу, он приглашает нескольких бывших выпускников ГИТИСа, своих учеников. С ними режиссер ставит пьесу американского драматурга А. Миллера «Вид с моста». Гончаров впервые смог реализовать собственный подход к постановке. Он построил ее в ритме напряженного разговора со зрителем, усилив драматургическую линию пластической и создав несколько танцевальных номеров.

Спектакль пользовался успехом у зрителей. Его посмотрел и драматург во время одного из своих приездов в Москву и заявил, что считает постановку Гончарова лучшей из всех виденных им в США и Европе.

В Гёатре на Спартаковской, Андрей Александрович Гончаров проработал в течение четырех лет и начал ощущать необходимость расширения сценического пространства. Но найти подходящее здание в Москве было практически невозможно. Помог случай. После убийства С.Михоэлса и закрытия Еврейского театра здание на Малой Бронной пустовало. Гончарову удалось договориться с руководством, и его театр перевели в новое помещение с просторной сценой и большим зрительным залом.

После переезда на новое место, Андрей Гончаров решает обратиться к жанру мюзикла. Он начал работать над «Вестсайдской историей». Перевод сделал Евгений Евтушенко, главную роль исполнил В. Гафт. Но столь серьезный замысел не был реализован из-за необходимости большой подготовительной работы, а также из-за начавшихся в театре интриг.

Против режиссера выступила старая часть труппы, недовольная тем, что все основные роли поручили молодым и начинающим актерам. Гончаров тяжело заболел, перенес инфаркт. Но, выздоровев, завершил постановку пьесы Ф. Дюрренматта «Визит старой дамы».

Из-за продолжавшихся интриг, Андрей Гончаров был вынужден покинуть театр, в его жизни снова наступил период неопределенности и временной занятости. Он помогал ставить пьесы во МХАТе, режиссировал в Театре имени Ермоловой, где работал над постановкой пьесы «Бег» Михаила Булгакова.

Тогда же, Андрей Александрович Гончаров впервые попробовал поставить эстрадный спектакль. Вместе с писателем-фельетонистом В. Поляковым он сделал постановку эстрадного обозрения для Театра миниатюр.

После смерти режиссера Н. Охлопкова Гончарова назначают руководителем Театра имени В. Маяковского. С тех пор он не меняет место работы.

Когда режиссер начал работать в театре, труппа находилась в состоянии кризиса. Из-за длительной болезни Охлопкова репертуар давно не обновлялся, только один спектакль — «Смерть Тарелкина» по пьесе А.Сухово-Кобылина — пользовался успехом у зрителей.

Многие ожидали, что Андрей Гончаров обратится к театральной классике. Но режиссер неожиданно приглашает молодого драматурга и писателя В. Войновича и ставит его пьесу «Два товарища». Постановка помогла найти взаимопонимание в труппе и кардинально изменить общую атмосферу в театре.

С этого времени в творчестве Андрея Александровича Гончарова определяются две линии. Одна связана с постановками зарубежных авторов, другая — с интерпретацией редко идущих пьес отечественных драматургов на остросовременные темы.

Постановки Гончарова привлекали внимание зрителей и вызывали настороженное отношение официальной критики, которая видела в них неординарное прочтение событий разных эпох. Но именно самостоятельность мышления Андрея Гончарова помогла ему в шестидесятые годы создать в театре уникальную труппу. Ведь в творческое соревнование между собой вте годы вступили МХАТ, «Современник», Театр драмы и комедии на Таганке.

Особенностью театра Гончарова стала необычайная сыгранность актеров. Каждый спектакль отличался настолько высоким техническим уровнем, что его было очень трудно повторить. Возможно, Андрей Александрович Гончаров смог достичь такого качества благодаря подбору актеров. В его театр пришли работать А. Джигарханян, А. Лазарев и С. Немоляева, Н. Гундарева, Е. Симонова, И. Костолевский, Э. Виторган и А. Балтер, А. Ромашин, Н. Волков.

Андрей Гончаров вошел в историю театра как ниспровергатель устоявшихся традиций. В одной из последних работ «Жертва века» он показал, что даже такой драматург, как А. Островский, может быть решен современным языком. Гончаров считает, что каждый спектакль должен иметь свой неповторимый облик. У зрителя должно оставаться цельное впечатление от всего увиденного. Поэтому режиссер часто прибегает к использованию определенных живописных приемов. Например, спектакль «Леди Макбет Мценского уезда» был оформлен в стиле живописи Б. Кустодиева.

Многие постановки вызывали ожесточенные дискуссии: необычные трактовки, отступавшие от традиции, даже пытались запретить. Но Гончаров каждый раз отстаивал свою позицию. Интересно, что, возобновляя спустя годы некоторые постановки, он вновь предлагает их неординарное прочтение и вызывает новые споры.

С 1981 года Андрей Александрович Гончаров заведует кафедрой режиссуры ГИТИСа. Он воспитал несколько поколений режиссеров, которые работают по всей стране, а некоторые его ученики и сами стали педагогами.