Ренуар, Пьер Огюст

(1841-1919) французский живописец, график и скульптор

Легкие и обаятельные женские образы, особое праздничное настроение картин, редкая изысканность обнаженной натуры, великолепная игра света и тени, переходы полутонов и точность рисунка — все эти качества являются отличительными признаками творческой манеры Пьера Ренуара.

Путь его в большое искусство был сложен и тернист. Он родился в семье бедного портного Леонарда Ренуара, который в поисках заработка переехал из Лиможа в Париж. Отец художника стремился к тому, чтобы все его пятеро детей стали состоятельными и уважаемыми членами общества: ведь дед Огюста был подкидышем.

Способности мальчика проявились еще в детстве. Он рано начал рисовать и часто вызывал нарекания учителей из-за того, что разрисовывал свои тетради. Правда, среди педагогов нашелся один, который посоветовал ему продолжать рисовать и развивать свои способности.

Приходской регент дал отцу Огюста другой совет — учить сына пению, поскольку нашел у мальчика незаурядные вокальные данные. Этим регентом был будущий известный французский композитор, автор оперы «Фауст» Шарль Гуно. Ко времени первого причастия мальчика он включил его в хор при церкви святого Роха и даже иногда поручал ему сольные партии.

Однако Леонард Ренуар продолжал считать, что его сын должен сам зарабатывать себе на жизнь, поэтому его будущая профессия может быть только серьезной. И в 1854 году мальчик поступает учеником художника на фарфоровую фабрику. Он быстро проходит период обучения и вскоре расписывает свой первый сервиз.

Огюста в шутку даже прозвали «господин Рубенс» — настолько быстро он продвинулся в своем мастерстве. Одновременно он занимается самообразованием, много читает, рисует в галереях античного искусства Лувра, посещает вечерние курсы рисунка. Одним из первых его портретов становится портрет бабушки в образе галантной дамы XVIII века.

Пьеру Огюсту Ренуару исполнилось уже шестнадцать, но у него все еще не было постоянного заработка, и он не мог считать себя профессиональным художником. Но однажды он начал расписывать шторы, и этот день оказался поворотным в его судьбе. Юноша преуспел в новом деле и даже начал копить деньги, чтобы учиться в Академии художеств: ведь помощи от семьи ему ждать не приходилось.

В начале 1862 года, когда Огюсту исполнился двадцать один год, он с успехом выдержал экзамены в Школу изящных искусств и записался в мастерскую Глейра. В Школе он подружился с будущими видными деятелями импрессионизма — Клодом Моне и Альфредом Сислеем, но сам пока этим стилем не увлекался.

На ранний период творчества, Пьер Ренуара особое влияние оказал Гюстав Курбе. В это время он накладывает краски на холст толстым слоем, используя в основном темные цвета.

Творческая манера Ренуара коренным образом меняется в конце шестидесятых годов, когда вместе с Эдуардом Мане он впервые начинает работать на пленэре. В отличие от картин Мане, в пейзажах Пьера Ренуара всегда присутствуют человеческие фигуры. В то же время его краски становятся более легкими и светлыми, манера свободнее. В целом же его полотна представляют собой разноцветные пятна с расплывчатыми силуэтами.

Сблизившись с импрессионистами по творческой манере, Ренуар начинает вместе с ними выставлять свои картины. Однако, когда к нему приходит успех и его картины принимает Салон, он предпочитает не рисковать и после первых трех выставок в течение некоторого времени отказывается принимать участие в выставках вместе с импрессионистами.

Особое влияние на его творчество оказывают путешествия. В 1879, а затем еще раз в 1882 году он посещает Северную Африку, в 1880 году выезжает в Гернси, в 1881—1882 гг. — в Италию. Побывав в музеях Лондона, Голландии, Испании, Германии, Пьер Ренуар совершенствует свою технику, сохраняя живописность с плавными переходами тонов при доминанте зеленоватых и серо-голубых цветов. Вместе с тем линия на его картинах становится более жесткой и отточенной. Он вновь постепенно возвращается к конкретным предметным образам.

Отдав дань праздничным сценам городской жизни, одна из которых, например, изображена на его картине «Мулен де ла Галет» (1876), пейзажам и изображению цветов, Ренуар переходит к обнаженной натуре, где доминирующими цветами становятся розовый и персиковый. Его женские образы привлекают своей красочностью, колоритностью, необычайно живым выражением лиц. Они излучают особое обаяние — «Нагая женщина, сидящая на кушетке», «После обеда», «Портрет актрисы Жанны Самари», «Девушка с веером», знаменитые варианты «Купальщиц». Творческое наследие Пьера Огюста Ренуара просто поражает — им было написано примерно 6000 картин.

С 1906 года художник проживал на юге Франции, в Канне, где, несмотря на мучивший его артрит, продолжал рисовать. Он вновь возвращается к пейзажам, рисует цветы, пробует заниматься скульптурой. Его манера становится более классической, и вместе с тем в его картинах сохраняется легкость, воздушность и неповторимый колорит красок.

Любопытно, что артистическую натуру отца сохранил и сын Пьера Ренуара, получивший в 1975 году премию «Оскар» за заслуги в области режиссерского искусства. Сначала он занимался авангардистскими поисками, сняв фильм «Маленькая продавщица спичек», потом перешел к реалистическому кино, поставив, в частности, фильмы по роману Г. Флобера «Мадам Бовари» и пьесе Максима Горького «На дне». В 1962 году он написал воспоминания о своем знаменитом отце.