Пикассо, Пабло

(1881-1973) французский художник и скульптор

Свое творческое кредо Пабло Пикассо определил так: «Я рисую предметы такими, какими я их представляю, а не такими, какими я их вижу».

Исключительный талант Пикассо (испанца по происхождению) проявился очень рано. Уже в одиннадцать лет просто для развлечения он рисовал и делал иллюстрации для специального журнала по искусству. Он ненавидел школу и так толком не научился писать. Главным для него была живопись, и он не мог заниматься ничем другим.

Отец Пикассо был художником, и Пабло часто приходилось помогать ему в работе. Однажды вечером отец оставил его одного, чтобы тот закончил картину с голубями. По возвращении он увидел замечательную картину. Согласно одной из легенд (а о жизни Пикассо их создали немало), он отдал свою палитру и кисти сыну и больше никогда не рисовал. Пабло Пикассо было тогда всего 13 лет.

Из Малаги семья переселяется в Барселону, и Пабло какое-то время учится в мадридской Академии Сан-Фернандо. Успех пришел к нему постепенно. Вначале он пережил годы нищеты, но страстное желание достичь своей цели, самодисциплина, а также стремление выполнять любую, даже самую трудную работу привели его к славе. Поэтому миф о том, что Пабло Пикассо сразу же стал знаменитым, совершенно не соответствует действительности.

Вначале он должен был войти в круг ведущих художников своего времени. Центром культурной жизни тогда считался Париж, именно здесь определялись основные направления живописи будущего. В 1900 году Пикассо на короткий срок приезжает в Париж, однако незнание французского языка мешает ему, и он уезжает обратно в Испанию. Но за это короткое время он все-таки успел установить необходимые связи и всего через год выставил свои картины в престижной галерее коллекционера Воллара.

Предметом изображения становится окружающий художника мир, «маленький человек»: странствующие актеры, бродяги, нищие. По доминанте цветовой гаммы первый период в его творчестве принято называть «голубым» (1901-1904), второй — «розовым» (1905-1906). Несмотря на то, что с самого начала уже ярко проявился оригинальный талант Пабло Пикассо, в его картинах все же ощущается влияние тех, у кого он учился. В них можно обнаружить красочную палитру импрессионистов, вытянутые формы в холодно-зеленоватой гамме Эль Греко, подчеркнутую простоту и нарочитую реалистичность Веласкеса, Сурбарана и Гойи. Все это сходится в его картинах совершенно парадоксальным образом.

И тем не менее уже тогда Пабло Пикассо удавалось весьма изобретательно избегать прямого копирования действительности: он изобретал новые формы, с помощью которых можно было по-новому увидеть окружающий нас мир и все привычные предметы.

Начиная с «Авиньонских девушек» (1907) и на протяжении последующих почти 70 лет Пикассо становится похожим только на самого себя. Открыв для себя вместе с Браком кубизм, он практически каждое новое десятилетие изобретает новые изобразительные формы, приемы и виды искусства. Гак, в неоклассический период совершенствует пластические формы, которые отражены в его картине «Мать и дитя» (1922) и портрете сына Поля (1923), в двадцатые-тридцатые годы обращается к графике и становится иллюстратором «Метаморфоз» Овидия (1931) и «Лисистраты» Аристофана (1934).

Талант Пабло Пикассо развивался постепенно, и все это время он постоянно нарушал общепринятые правила, удивляя общественность странными и необычайно выразительными картинами. Вместе с тем он всегда умел использовать уже известные приемы для выражения острых проблем современности. Приемы гротеска в сочетании с геометризмом кубизма находят отражение в его картине «Герника» (1937), написанной под впечатлением трагических событий в Испании. Эта картина становится настоящим обвинением против фашизма и бесчеловечности войны.

Тема войны и мира останется с Пабло Пикассо надолго: он станет сторонником коммунизма, выступит против фашизма, войдя в черный список в годы войны, создаст картины «Война» и «Мир» для Храма мира в Валлорисе. Своеобразным обобщением станет знаменитый «Голубь мира», ставший эмблемой сторонников мира.

Талант Пабло Пикассо можно назвать многообразным: он был прекрасным рисовальщиком, художником, делал коллажи, отпечатки, участвовал в театральных постановках, изготавливал скульптуру, гончарные изделия, керамику, монументальные росписи, выполнял иллюстрации, различные графические работы.

Многие признавали гениальность Пабло Пикассо, но он всегда хотел делать то, что считал нужным, даже если это совершенно расходилось с общепринятой точкой зрения.

Он прожил почти целый век, и его взгляды и художественное творчество изменили привычные представления об искусстве.