Хомейни, Рохулла Мусави

(1899 или 1900-1989) иранский религиозный деятель

Социальную жизнь того или иного народа определяют не только политики, но и религиозные деятели. Причем их влияние иногда бывает даже большим, поскольку они стремятся прежде всего сохранить национальный уклад жизни, развивать, а не разрушать то, чем люди жили в течение многих веков.

Одним из таких лидеров и был Рохулла Хомейни. Он не сразу пришел в большую политику. До этого большую часть своего времени он посвящал научным занятиям, изучал догматы исламской веры и преподавал в священном городе Кум. Именно там он был признан как аятолла (высший духовный титул шиитских богословов). Хомейни же означает место рождения этого выдающегося религиозного деятеля, а полное имя его теперь стало — аятолла Рохулла Хомейни.

В начале 60-х годов он выступил против шаха Мохаммеда Резы — правителя Ирана, который использовал основное богатство страны, нефть, чтобы изменить национальный образ жизни, построить мощные корпорации, открыть банки, расширить торговые и экономические связи. Хомейни был также против того, чтобы восточные женщины получили наравне с мужчинами свободу, а образование из религиозного стало светским, как в западных странах.

В 1964 году он был вынужден покинуть Иран и жил в эмиграции сначала в Ираке, затем во Франции. Хомейни превратил свой дом в настоящий штаб антишахского религиозного движения. Зажиточные торговцы предоставили в распоряжение исламской оппозиции значительные средства, городская молодежь внимала зажигательным проповедям аятоллы, которые на видеокассетах тайно переправлялись в Иран.

В самом Иране люди уже давно были недовольны политикой шаха. Теперь их выступления все больше приобретали религиозный характер. Искрой, вызвавшей взрыв, стала статья, направленная против Хомейни, опубликованная 7 января 1978 года. После нее революция начала развиваться по нарастающей под лозунгами «Смерть или Хомейни!», «Независимость, свобода, ислам!»

Вернувшись в феврале 1979 года в Иран, Хомейни возглавил народную революцию. После ее победы страна стала называться исламской республикой. 12 февраля 1979 года власть в Иране перешла в руки Временного революционного правительства, а Хомейни стал его негласным идеологом.

В течение десяти лет он определял внутреннюю и внешнюю политику страны. Официально Хомейни не был правителем республики, но без его ведома не принималось ни одного важного решения. Тех, кто выступал против его политики, приговаривали к казни, подвергали пыткам и ссылали во имя ислама. По инициативе Хомейни ислам был провозглашен основой государственного законодательства Ирана. Постепенно эта особенность стала главным отличительным признаком так называемого «исламского государства».

Политика Ирана вызывала опасения у соседних государств, правительства которых боялись, что их собственные исламские деятели последуют примеру Хомейни. Кроме того, при поддержке Ирана во многих странах участились террористические акты, которые совершались исламскими фанатиками во имя своей веры.

В 1980 году между Ираком и Ираном началась война, которая привела к многочисленным жертвам. Религиозные войны — не редкость в истории человечества. Они происходили и в то время, когда самоутверждались основные мировые религии. Такие войны получили название крестовых походов.

Казалось, что все это уже осталось в далеком прошлом. Но в XX веке они неожиданно возродились в новом качестве. Освободительные движения во многих странах Востока все чаще приобретают религиозную, исламскую окраску.

В основе современной религиозной войны на Востоке лежит столкновение двух важнейших направлений ислама — шиитов и суннитов. Подавляющее большинство населения Ирана — шииты, для которых единственный источник власти на земле — Аллах. Поэтому они выступают за исламское государство. Сунниты же, напротив, считают недопустимым вмешиваться в светские дела и придерживаются принципа сосуществования со светской властью.

В настоящее время такая борьба происходит во многих мусульманских странах, и в большинстве из них ислам становится основой государственной политики. Поэтому фигура Хомейни до сих пор остается очень популярной в современном исламском мире. Последние десять лет он являлся одним из главных духовных лидеров мусульман всего мира.

Смерть Хомейни в 1989 году вызвала глубокий траур в Иране.