Евтушенко Евгений Александрович

(род. в 1933 г.) российский поэт, прозаик, публицист, литературовед, кинорежиссер

Будущий поэт родился в Сибири, на железнодорожной станции Зима. Отец его был геологом и всю жизнь писал стихи. Мать была музыкантом. В дальнейшем их семья распалась, и мальчика воспитал отчим, но свою страсть к поэзии Евгений Евтушенко все-таки унаследовал, наверное, от родного отца. Сочинять стихи он начал с раннего детства, потом занимался в поэтической студии Дворца пионеров. В 1947 году Евтушенко исключили из школы за хулиганство, и он отправился с геологической экспедицией, сначала в Казахстан, а оттуда на Алтай.

Первые же заработанные деньги он потратил на то, чтобы купить пишущую машинку. К тому времени он написал уже много стихов и некоторые из них отнес в газету «Советский спорт», где они впервые и были опубликованы в 1949 году. Тогда Евгению Евтушенко было шестнадцать лет.

В девятнадцать лет у молодого поэта вышел уже первый сборник стихов «Разведчики грядущего» (1952), и по рекомендации Александра Фадеева его без аттестата зрелости приняли в Литературный институт. Он учился в одно время с Беллой Ахмадулиной, Ю. Казаковым, Р. Рождественским, М. Рощиным. Все вместе они и составили плеяду молодых поэтов и прозаиков, которые искренне верили в особую миссию литературы, в то, что она может изменить мир. Это поколение обеспокоенной судьбами страны интеллигенции впоследствии стали называть «шестидесятниками».

За первым сборником стихов последовала автобиографическая поэма «Станция Зима» (1955). Эти произведения, в которых Евтушенко вспоминает о своем военном детстве, считаются наиболее значительными в раннем творчестве поэта. Описания мест, где прошли его детские годы, соединяются с более широкими обобщениями, с рассказом о прадеде, сосланном в Сибирь. С этого времени возник и особый стиль его поэзии, который отличается постоянным поиском собственных рифм, разноплановыми образными рядами и временными параллелями.

Однако Евгению Евтушенко не удалось закончить Литературный институт. В 1953 году он выступил с защитой «антисоветского» романа В. Дудинцева «Не хлебом единым» и во время дискуссии обвинил одного из руководителей Союза писателей СССР, дважды лауреата Сталинской премии, Н. Грибачева в поэтической клептомании. Дело могло обернуться не только исключением из института, но, по мнению Евтушенко, его спасла невесть откуда возникшая легенда о том, что однажды ночью Сталин будто бы вызвал к себе поэта, и тот читал ему свои стихи, которые очень понравились вождю.

Важным периодом в творчестве Евтушенко становятся шестидесятые годы. К этому десятилетию он вырастает в поэта-трибуна, который предпочитает общение с широкой аудиторией, выступая в огромных залах и даже на стадионах. Евгений Александрович Евтушенко откликается практически на все значимые события своего времени. В этом отношении показательны его поэмы «Наследники Сталина» (1962), «Братская ГЭС» (1961) и «Баллада о браконьерстве» (1965).

Некоторые даже упрекали поэта в излишней всеядности, говорили о том, что он как бы соревнуется с А. Вознесенским по количеству написанного, что сказывается на качестве его поэзии. В связи с этим отмечали композиционную рыхлость его поэм, отсутствие сюжетной цельности. Однако было ясно и другое: Евгений Евтушенко по сути поэт ярко выраженного гражданского звучания. По своему пафосу он сближается с Владимиром Маяковским, в его поэзии присутствуют и публицистические, и лирические интонации.

Такое сочетание вело к появлению риторических монологов, обилию вопросов и восклицаний, изменениям в размерах строк. Но, как и Маяковский, Евтушенко стремился к постоянному обновлению своей поэтической палитры, используя, в частности, абстрактные существительные (с суффиксом -ость) и множество неологизмов.

Простота и доступность его стихов всегда привлекали читателей. Целый ряд его стихотворений был положен на музыку, в частности, на его стихи написана известная песня «Хотят ли русские войны». Некоторые стихотворные тексты Евгения Евтушенко стали поэтической основой тринадцатой симфонии Д. Шостаковича.

Противоречивая жизненная позиция поэта стала причиной его постоянных политических метаний: он мог выступить против введения войск в Чехословакию и в то же время отречься от своих «антисталинских» стихов. Но нельзя забывать и о том, что в 1962—1969 годах он входил в редколлегию журнала «Юность», ставшего центром консолидации нового литературного поколения, выросшего уже после «оттепели».

Евгений Александрович Евтушенко много занимался общественной работой: в 1967—1981 годах он был членом правления Союза писателей СССР. Но со временем он увлекся другим и начал отходить от прямого участия в литературном процессе, сосредоточившись на издательской, телевизионной и режиссерской деятельности.

Неожиданно для многих, он снялся в кино в роли Циолковского в картине «Взлет», и сам считает эту работу лучшей из того, что ему довелось делать. Надо сказать, что какое-то время, Евгений Евтушенко серьезно занимался кино, написал сценарии и стал постановщиком фильмов «Детский сад» и «Похороны Сталина». Последний фильм, возможно, был навеян впечатлениями, связанными с арестом отца.

Многие произведения Евгения Евтушенко можно назвать автобиографичными, он рассказывает в них о себе, о своих близких. Некоторые из них поэт посвящает своей матери. Последние годы она работала киоскером около московской станции метро «Рижская». Евтушенко разговаривает с ней в своей поэме «Мама и нейтронная бомба», где затрагивает очень важную проблему борьбы за мир.

Его перу принадлежат и прозаические произведения. В 1967 году он впервые опубликовал свою повесть «Пирл-Харбор». Правда, после нее в беллетристике Евтушенко наступил большой перерыв. Только в восьмидесятые годы вышли его новые вещи — повесть «Ардабиола» и роман «Ягодные места» (1981), а также несколько статей. Роман вызвал неоднозначную реакцию, поскольку в те годы, не было принято откровенно описывать взаимоотношения противоположных полов. Возможно, с легкой руки  Евгения Евтушенко подобные произведения и стали называть «клубничкой». Свои лучшие статьи поэт собрал в книге «Талант есть чудо неслучайное».

Литературоведческие опыты Евгения Александровича Евтушенко проявились и в создании антологии русской поэзии XX века, «Строфы века» (1995), созданной на основе рубрики, которую поэт вел в 1987—1989 годах в журнале «Огонек», публикуя забытых и запрещенных поэтов. После журнальной публикации антология вышла в серии «Итоги века».

Отчасти он продолжил эту деятельность в телевизионной передаче «Поэт в России больше, чем поэт». Закономерно, что юбилейный, 100-й, выпуск был посвящен самому Евтушенко. Сначала в США, а потом и в России вышел новый роман писателя «Не умирай прежде смерти». В 1993 году он заключил контракт с английской телекомпанией Би-Би-Си на съемку фильма «Донна Кихоте», где роль Дон Кихота впервые играет женщина, а также написал сценарий специально для великой английской актрисы Ванессы Редгрейв.

Однако главным делом жизни Евтушенко остается поэзия. Он гордится тем, что побывал во всех уголках бывшего Советского Союза и в 93 странах мира; кроме русского, говорит еще на четырех языках — английском, французском, испанском, итальянском. И во всем мире его знают прежде всего как русского поэта. В конце лета 1996 года Евгений Александрович Евтушенко получил американскую премию за пропаганду русской поэзии в Соединенных Штатах.