Мень Александр Вольфович

(1935-1990) русский православный священник, богослов

Имя отца Александра стало хорошо известно в годы перестройки, когда в России заговорили о христианских ценностях и люди только-только начали приобщаться к вере.

Однако скромный священник из Подмосковья уже в 70-е годы был довольно заметной фигурой среди мыслящей московской интеллигенции, а на Западе его уже тогда признавали как одного из самых интересных современных богословов.

Отец Александр был широко образованным человеком. Он никогда не замыкался в сугубо религиозных проблемах, живо интересовался последними достижениями науки, философии и литературы, прекрасно знал и очень любил кино. Александр Мень однажды признался, что если бы еще с детских лет не решил стать священником, то посвятил бы свою жизнь кино.

На мировоззрение Александра большое влияние оказала его мать, Елена Соломоновна, которая была глубоко религиозным человеком. Отец Меня в детстве тоже учился в религиозной еврейской школе, однако истинно верующим человеком не стал, как, впрочем, не был и атеистом. Он получил высшее образование и к моменту рождения старшего сына работал главным инженером текстильной фабрики.

Александр Мень родился в Москве, напротив церкви преподобного Симеона, что на Новом Арбате. В 1943 году он поступил в 554-ю мужскую школу, где проучился все десять лет. Классом старше Меня в этой школе тогда учились Андрей Тарковский и Андрей Вознесенский. Один из них стал знаменитым кинорежиссером, другой — знаменитым поэтом.

К вере Александр начал приобщаться еще с раннего детства. В 40-е годы он посещал уроки Закона Божия для детей, а также семинары для взрослых по Новому завету и раннехристианской литературе. Они устраивались в доме известного ученого-антрополога Б. А. Васильева, который в 30-е годы тайно принял священство и стал наставником, а затем и духовным отцом Меня.

В послевоенные годы Александр Мень часто проводил лето в доме схимонахини Марии, которая жила неподалеку от Троице-Сергиевой лавры. Она принадлежала к «катакомбной» церкви и руководила небольшим женским монастырем. Мень часто бывал в лавре, общался с монахами, но идти этим путем не хотел.

В возрасте двенадцати лет он уже твердо решил стать священником. Александр Вольфович Мень много читает, старается по-своему осмыслить сложные философские и религиозные проблемы. Уже в то время под руководством своего духовного отца Б. А. Васильева юноша начал работать над собственным изложением библейской истории и изучать историю Древнего Востока.

К десятому классу он уже самостоятельно прошел курс духовной семинарии, изучил богословские труды Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, Блаженного Августина и других. Позже Мень познакомился с трудами русского религиозного философа В. Соловьева, которого с тех пор стал называть своим учителем, хотя соглашался с ним не во всем.

В пятидесятые годы Александр Вольфович Мень задумал написать очерк общей истории церкви — «Исторические пути христианства». Первая ее часть — «Древняя история» — была завершена в 1956 году, а вторая — «Средние века» — в 1957 году.

Глубокое изучение истории церкви привело к тому, что Александр Мень стал разделять экуменические позиции, как называется движение за единство церквей. И все-таки, несмотря на такой серьезный интерес к религии, Александр Мень после окончания школы в 1953 году поступил в Московский пушно-меховой институт. Однако этот выбор не был для него совершенно случайным, поскольку он увлекался также и биологией.

В 1955 году факультет, на котором учился будущий богослов, перевели в Иркутский сельскохозяйственный институт, и Мень переехал в Иркутск. Многие студенты знали, что их сокурсник верующий человек, и относились к его выбору с уважением. В Иркутске Александр Мень снимал квартиру вместе с Глебом Якуниным, впоследствии известным религиозным деятелем, депутатом Государственной думы, который учился в том же институте, что и Мень, но на курс младше его.

Будучи студентом-биологом, Александр не прерывал своих занятий религией и философией. В те годы его особенно волновали проблемы евангельской истории. В Иркутске он прошел почти весь курс духовной академии, рассчитывая поступить туда после окончания института и трех лет отработки по распределению. Однако в церковь он пришел гораздо раньше.

Вдалеке от родного дома жилось нелегко, и Александр Мень параллельно с учебой подрабатывал истопником в епархиальном управлении. Об этом стало известно в институте, и в 1958 году, незадолго до окончания, Мень был отчислен. Он вернулся в Москву и уже через месяц был рукоположен, то есть принял священство, а 1 июня 1958 года, как раз на Троицу преосвященный Макарий Можайский посвятил его без экзамена в дьяконы. После этого Мень был направлен в приход села Акулово под Одинцово. В том же году он поступил на заочное отделение Ленинградской духовной семинарии и по окончании ее в 1960 году принял сан священника. Как вспоминал сам отец Александр, епископ Стефан (Никитин), который рукоположил его в священники, был в основном пастырем интеллигенции и завещал ему это «духовно-заброшенное» сословие.

После рукоположения, Александр Вольфович Мень был сначала назначен вторым священником в храме села Алабино, а через год — настоятелем. Он много занимался катехизацией, приобщая людей к вере, крестил, вел богослужения. Как и другим сельским священникам, отцу Александру приходилось много заниматься хозяйственными вопросами. Он женился еще в институте на Н. Григоренко и теперь вместе с семьей жил при приходе. Несмотря на то, что с местными властями отношения отца Александра складывались вполне нормально и по-деловому, независимость священника многих раздражала.

В 1964 году в московской областной газете «Ленинское знамя» был напечатан фельетон «Фальшивый крест», автор которого обвинил отца Александра в неблаговидном проступке. Дело грозило обернуться судом, однако вскоре стало ясно, что обвинение было совершенно необоснованным, и священника просто перевели в другой приход, в Тарасовку. Оттуда в 1970 году Александр Мень перешел в Сретенский храм Новой Деревни, где служил вплоть до своей гибели в 1990 году.

Прихожанами отца Александра стали не только жители Новой Деревни и близлежащих сел. К нему приезжали самые разные люди из Москвы и других городов. Он уделял внимание каждому человеку, с каждым подолгу беседовал, вселяя надежды.

В это время Александр Вольфович Мень знакомится с известным писателем Александром Солженицыным, на которого тогда уже начались гонения. Священник помогает отправить на Запад рукописи писателя и оказывает ему духовную поддержку.

Еще раньше Александр Мень начал вести тайные религиозные семинары и стал духовным руководителем многих молодых людей, ищущих свой путь в православии. Однако личность Меня с самого начала вызывала противоречивые суждения и оценки.

Он действительно не был типичным священником. Интеллигентный, с красивым выразительным лицом и проникновенным взглядом, он любил пошутить и посмеяться с прихожанами, а его богослужения напоминали беседы о самых важных проблемах духовного мира человека. Очевидно, поэтому отец Александр и стал особенно популярным в годы перестройки, когда возрождался интерес к церкви, поскольку был одним из немногих священников, которые умели обратиться к людям с живым словом. Он говорил с ними на понятном языке о самом насущном. Такой стиль общения отца Александра с прихожанами тоже одобряли не все, как и его воззрения.

Его называли то католиком, то иудеем. И он соглашался, уточняя, что может считать себя католиком только в первоначальном смысле этого слова — «кафоликос», что в переводе на русский означает «вселенский». Отец Александр не скрывал также, что на него с детства большое влияние оказывали священники катакомбной церкви, а иудеем он был по происхождению.

И все-таки всю жизнь он оставался православным священником, хотя соглашался отнюдь не со всеми догматами православия. Свои воззрения отец Александр изложил в многочисленных статьях и богословских трудах, которые тоже воспринимались неоднозначно. Его даже обвиняли в том, что он извращал православие, однако богословские взгляды Меня с каждым годом находят все больше приверженцев.

Свою первую статью он опубликовал в 1959 году в «Журнале Московской патриархии». С тех пор Александр Вольфович Мень напечатал в СССР и за рубежом около 40 статей и несколько десятков больших богословских трудов, в частности, семитомное произведение о духовных поисках человечества в период до нашей эры под общим названием «В поисках пути, истины и жизни». С 1964 по 1968 год отец Александр учился в Московской духовной академии и защитил кандидатскую диссертацию на тему «Элементы монотеизма в дохристианских религиях и философии».

Будучи автором серьезных богословских трудов, отец Александр тем не менее не был признан у себя на родине, и ему приходилось публиковать многие свои произведения за рубежом, что также ставилось ему в вину. Труды Меня дважды представлялись как диссертации на соискание ученой степени доктора богословия, однако оба раза отвергались по разным причинам.

Он продолжал писать и служить в Сретенском храме Новой Деревни. С началом перестройки жизнь отца Александра изменилась. Его имя стало известно, он стал часто выступать с лекциями в институтах и клубах перед самой разной аудиторией. После празднования тысячелетия крещения Руси отец Александр впервые побывал за рубежом, куда его и раньше не раз приглашали на богословские собеседования. За эти годы он успел сделать много полезного и у себя на родине: воссоздал закрытое после революции Библейское общество, создал Православный университет, несколько братств, которые трудились в больницах Москвы и области, открыл церковно-приходскую школу. Однако популярность отца Александра и его активность добавляла ему не только друзей, но и врагов.

Вечером 8 сентября 1990 года он выступал с лекцией в Православном университете на Волхонке, а ранним утром следующего дня, как обычно, отправился из своего дома в поселке Семхоз в Новую Деревню, в свой приход, где его ждали люди, пришедшие на исповедь. Однако на лесной тропинке, ведущей к платформе, его в то утро поджидали преступники. Убийство отца Александра потрясло многих, ибо его называли праведником и мучеником, а мученики в христианстве почитаются особо.

И тем не менее убийцы протоиерея Александра Меня до сих пор не найдены, преступление остается нераскрытым, как остается тайной сама причина трагической гибели священника.

Наследниками огромного богословского и литературного наследия, которое оставил после себя Александр Мень, стали его вдова, дочь Елена Крейнина-Мень и сын Михаил, депутат Государственной думы РФ, основатель и лидер Всероссийского христианского союза.