Борхес, Хорхе Луис

(1899-1986) аргентинский прозаик, поэт, эссеист

Хорхе Луис Борхес родился в Буэнос-Айресе в семье профессионального юриста, впоследствии ставшего состоятельным профессором психологии. Семья была многоязычной: отец происходил из рода английских колонистов, а предками матери были испанцы. Поэтому Хорхе одинаково свободно говорил на испанском и английском языках. Отец привил сыну любовь к англоязычной литературе и, вероятно, способствовал развитию у него лингвистических способностей.

Хорхе Борхес впоследствии овладел немецким, французским, итальянским, португальским языками, а также - в некоторой степени - древними (латынью, древнеанглийским и древнеисландским). Он переводил Вульф, Джойса, Киплинга, Фолкнера, явно предпочитая писателей с неординарным мышлением.

В 1914 году семья переехала в Женеву, где Хорхе и получил аттестат зрелости. Однако семья не смогла вернуться на родину из-за начавшейся Первой мировой войны. Поэтому Хорхе закончил женевский колледж и получил степень бакалавра. Одновременно он усовершенствовал свое знание французского и немецкого языков.

Начиная с 1918 г. будущий писатель жил в Барселоне, где завязал контакты с представителями литературного авангарда, так называемыми ультраитами. Они противопоставляли свое творчество традиционной лирике, полагая, что главным элементом в поэзии является метафора. Стихи и переводы Хорхе  Борхеса появляются в модернистских журналах «Греция», «Космополис», «Ультра».

В 1921 г. семья возвращается на родину. Хорхе много и интенсивно работает, в основном в области поэзии, проявляя себя как автор самых разнообразных по содержанию произведений. Он остается приверженцем ультраизма, основывает журнал «Призма», в котором пропагандирует свои взгляды.

Через два года появился его первый сборник стихов - «Жар Буэнос-Айреса», в 1925 году - второй, под названием «Пограничная луна». Сам писатель выделял в начальном периоде своего творчества два этапа: «игры со временем» и «мифологии предместья». Своеобразно выстраивая композицию своих произведений, он предлагал читателю авторское прочтение мифов и преданий о героях своего родного города. Третий сборник стихов - «Cuadermo San Martin» - вышел в 1929 году.

Несмотря на признание критиков, Хорхе Борхес, вероятно, считал первое десятилетие своей творческой деятельности не совсем удачным, поскольку осознанно уничтожил часть тиража своих изданий. Известно, что он часто возвращался к ранее написанному и подвергал его различным переработкам.

Свою технику Борхес оттачивал и на журналистском, и на издательском поприще. Он работает в редакциях журналов «Проа», «Сюр», «Призма», служит литературным консультантом издательского дома «Эмес Эдиторс» и пишет еженедельные подвалы для «Эль Хогара». Одновременно выступает как критик, пропагандирующий аргентинскую литературу, и как настоящий знаток европейской и американской беллетристики. Из-за того что Хорхе Борхес жадно впитывал мировую культуру из разных областей знаний, часто его называли космополитом.

Начав с проблематики, посвященной отдельным национальным проблемам, он вскоре обратился к вечным вопросам. Его манеру письма отличал парадокс, автор допускал двоякое прочтение текста. Часто Борхес предлагал читателю несколько толкований одного и того же варианта основной идеи произведения.

Первым заметным прозаическим произведением писателя становится сборник «Универсальная история бесчестья» (1935). Это название определено содержанием книги: в ней пересказываются разнообразные истории злодеяний, говорится о поруганной чести и насилии. Автор впервые начинает исследовать конкретное психологическое состояние личности, лейтмотивом сборника является отношение персонажей к смерти. Он определяет круг своих интересов, начиная изучать поиски личностью смысла бытия в некоей бесконечности. Формой выражения авторских взглядов становятся старые мифы, иногда Хорхе Борхес вводит разнообразные аллюзийные ряды. В некоторых случаях он передает специфику образного мировосприятия.

Тридцатые годы оказались весьма напряженными для писателя и в общественной, и в личной жизни. К власти в Аргентине пришли фашисты. Борхеса считали книжным писателем, далеким от реальности, уходящим в мир сконструированных отношений. Но он одним из первых выступил против произвола нацистов. Тогда ему отказывают в присуждении национальной премии за книгу новелл «Сад расходящихся тропок» (1941). В 1961 году он получит за нее Международную издательскую премию «Форментор» и разделит награду вместе с основателем «театра абсурда» С. Беккетом. С этого времени начнется международная известность писателя.

В 1938 году Хорхе Луис Борхес работал библиотекарем в пригороде Буэнос-Айреса. На Рождество того же года в результате несчастного случая он наполовину ослеп. Операция не принесла улучшения, к тому же сказалась тяжелая наследственность: последние пять поколений мужчин из рода Борхес умирали абсолютно слепыми.

Гонения на писателя продолжались, были арестованы его мать и сестра. Подписав в 1946 году манифест против диктаторского правления президента Хуана Доминго Перона, Борхес потерял место библиотекаря. Как бы в насмешку его назначают инспектором по дичи на городских рынках города.

Но Хорхе Борхес уже пользовался заслуженной известностью среди современников. В 1950 г. он был избран президентом Аргентинского союза писателей. Друзья помогли ему получить работу: он стал читать лекции в Аргентине и Урутае. Писатель отличался энциклопедическими знаниями, позже даже составил учебный курс по истории английской литературы «От Беовульфа до Бернарда Шоу», который прочитал в университете Буэнос-Айреса уже после восстановления своего положения.

После падения режима Перона в 1955 году новое правительство во главе с президентом Педро Арамбуру назначило Борхеса директором Национальной библиотеки. Через год он стал профессором английской литературы в университете Буэнос-Айреса. В пятидесятые-шестидесятые годы он прочитал огромное количество лекций по филологии, философии, христианской теологии, буддизму, софизму, даосизму и семиотике. Часть этого лекционного цикла («Буддизм». «Каббала», «Слепота» и некоторые другие) вошла в отдельный сборник «Семь вечеров».

Универсальность религиозных и философских познаний Хорхе Луиса Борхеса позволила американскому писателю Джону Андамку назвать аргентинского коллегу «писателем-библиотекарем». Основные интересы Борхеса сосредотачивались на эзотерической литературе, философских и теологических трактатах. Следы знакомства с трудами гностиков и с каббалой можно найти в сюжетах некоторых произведений. Особое значение имело и знакомство с теориями Беркли и Шопенгауэра.

На протяжении своей долгой жизни он постоянно компоновал разнообразные антологии, справочники и энциклопедии. Вместе со сподвижниками писатель составил «Антологию фантастической литературы» (1940), «Лучшие детективные рассказы» (1943), «Антологию германской литературы» (1951), «Короткие и невероятные истории» (1955), «Руководство по фантастической зоологии» (1967). Комментарии к антологиям Борхеса нередко превышают по объему сами сборники.

Основная известность писателя связана с его новеллами, прежде всего теми, что вошли в сборники «Фикции» (1944) и «Алеф» (1949). Некоторые новеллы были написаны в соавторстве с А. Карересом в 1942-1967 гг. Пять лет продолжалась совместная деятельность Борхеса с Н. ди Джованни, принесшая ему славу в англоязычных странах.

Свое творческое кредо Борхес определил в статье «Повествовательное искусство и магия», где утверждал, что должна преобладать остросюжетная и даже детективная проза. Он ведет виртуозную литературную игру, создает условные ситуации и положения, полагая, что конкретный, реальный мир знаком всем и только через метафоры и символы можно привнести нечто свое, своеобразное. Не случайно о его манере говорили как о «магическом» или завораживающем реализме.

Творчество Борхеса пятидесятых годов разнообразно по жанрам: в 1952 г. он выпускает сборник эссе «Опросник», в котором размышляет о любимых авторах (Данте, Кафке, Кольридже, Честертоне и Шекспире). В 1960 г. вышла в свет книга «Борхес и я», представляющая собой собрание стихов и короткой поэтической прозы. Если первые его книги отличались усложненным языком, казались откровенно экспериментальными, то теперь творческая манера автора изменилась: он ориентируется на повседневную речь.

В начале пятидесятых годов у писателя начала прогрессировать слепота. Возможно, сказалась и смерть матери, так как она всегда поддерживала сына. Огромную помощь литератору оказывал старый друг писатель А. Касарес, вместе с которым он публиковал детективные романы.

После присуждения ему премии «Форментор» Борхес начинает путешествовать по всему миру, посещает Англию, Францию, Испанию, Израиль, США. Он продолжает писать: в 1969 году издает очередной сборник стихов «Похвала тени», через год выпускает сборник коротких рассказов «Отчет Дэвида Броуди», в котором обращается к прошлому. В 1975 г. , после ухода Борхеса на пенсию, появляется том рассказов «Книга песка».

Писатель поздно решился создать семью, в 1967 году он женился на своей приятельнице, недавно овдовевшей Э. Миллан, но их брак продлился всего три года. После развода Борхес вернулся в дом матери и только после ее смерти вступил во второй брак. Писатель узаконил отношения со своей секретаршей Марией Кодама, вместе они путешествовали вокруг света. В 1984 г. появилось совместное издание, где Борхес описывал свои путешествия, а Кодама иллюстрировала текст своими фотографиями.

Борхес оказал огромное влияние на писателей других стран, не случайно его произведения включали в различные антологии рассказов. Один из них, «La muerte у la brujula», считается «нормативным». В нем герой но имени Лёнрот, известный своими детективными способностями, оказывается поставленным перед дилеммой, когда он должен раскрыть преступления, используя только свои умственные способности.

Проблема поиска выхода из лабиринта стала основной в творчестве писателя, ей посвящены новеллы «Вавилонская библиотека», «Тлён, Укбар, Третий мир». Борхес напоминает, что лабиринт изобретен человеком, но он же и должен найти выход из него. 11исатель предлагает воспринимать жизнь как вращающийся лабиринт.

В то время когда многие современники писателя в своем творчестве были озабочены решением политических или социальных вопросов, Борхес разворачивал свою собственную вселенную. «Постскриптумом ко всему корпусу литературы» назвал его рассказы американский писатель Джон Барт.

Любопытно, что, несмотря на огромный вклад Борхеса в мировую культуру, он не стал лауреатом Нобелевской премии, хотя неоднократно выдвигался на ее соискание.