Моррис, Уильям

(1834-1896) английский художник и поэт, реформатор современной художественной промышленности

Трудно сказать, какими своими произведениями останется в истории культуры этот человек — живописными или поэтическими, а может быть, главными будут его предпринимательские достижения.

Ряд исследователей относят Уильяма Морриса к деятелям прерафаэлитов, очарованных духом Средневековья. Действительно, он стал членом «Братства прерафаэлитов» еще будучи студентом. Сначала он учился архитектуре, получил соответствующий диплом в Эксетерском колледже Оксфорда. Потом работал в архитектурной мастерской Дж. Э. Стрита. Однако вскоре Моррис перешел к живописи, последовав примеру своих друзей — Эдварда Берн-Джонса и Данте Габриэля Россетти.

В 1859—1860 годах он построил и декорировал для себя дом и с тех пор стал специализироваться на декоративном и прикладном искусстве. В 1862 году вместе с Ч. Фолкнером и П. Маршаллом он основывает в Лондоне предприятие с рядом художественно-промышленных мастерских, постепенно расширявшихся. Основной специализацией становится производство церковной утвари, расписных оконных стекол, резных и металлических изделий, изразцов, ковров, вышивок, тканых и бумажных обоев, мебели и даже целых комнатных обстановок. Все эти предметы выпускались по средневековым технологиям и имитировали творения мастеров далекого прошлого. Но вскоре Уильям Моррис стал вводить в их декор и современные элементы. Кто знает, может быть, именно благодаря его фирме в Европу приходит мода на сюжетные обои, столь популярные в Средние века.

С 1875 года Уильям Моррис становится уже единоличным владельцем фирмы и расширяет дело, основав фабрику набивных тканей и ковров. Целесообразность форм мебели, плоскостная стилизация растительных и животных орнаментальных мотивов — руководящие принципы художественно-прикладной деятельности Морриса и его сподвижников.

Обладая утонченной и изысканной натурой, он мечтал об обновлении общества, что и привело его к социалистам. С романтических позиций Уильям Моррис критиковал буржуазную действительность и время машин. Он хотел преобразовать общество с помощью искусства и эстетического воспитания масс, что в период становления капиталистических отношений выглядело наивным. Однако именно это стремление привело его к созданию в начале шестидесятых годов XIX века художественно-промышленной компании по производству кустарных изделий. Моррис пытался возродить народные ремесла и традиции ручного труда, индивидуальное художественное творчество в декоративно-прикладном искусстве.

На место бездушного фабричного штампа снова, как во времена цехового искусства, возвращается любовно исполняемая ручная работа. Легкие, грациозные линии, светлые и чистые краски тканей, стекол и глазури, светлое дерево, белый лак вытесняют грузные, тяжелые формы и темные цвета дерева, обивок и драпировок предшествующего времени. Французская и английская готика, отчасти японское искусство вдохновляют мастеров на новые орнаментальные формы.

В 1891 г. Уильям Моррис основал в Келмскотте, в долине верхней Темзы, книгопечатную и переплетную мастерскую. Для нее он придумал и изготовил особые шрифты, книжные украшения и иллюстрации. Моррис сам рисовал переплеты, форзацы. Особое значение для него имело сотрудничество с Д. Г. Россетти и Э. Берн-Джонсом.

Как и в декоративно-прикладной деятельности, он проявил себя как блестящий стилист, видоизменяя старинные готические шрифты и готический книжный орнамент. Уильям Моррис практически провел реформу во внешнем оформлении книги, сделав ее произведением искусства, на которое можно было смотреть так же заинтересованно, как и на картину. Для этого он равномерно распределил на плоскости шрифт и рисунок, обратившись к уже известному несколько веков искусству гравюры, практически им же и возрожденному. Таковыми стали «Сочинения» Джеффри Чосера, исполненные вместе с Берн-Джонсом в духе средневекового искусства.

Творчество Уильяма Морриса и его сторонников практически способствовало установлению основных особенностей английского декоративно-прикладного искусства, предвосхитило искусство модерна и стало основой для художественного конструирования.

Третьей гранью таланта Уильяма Морриса стала поэзия. Свою первую книгу стихов он выпустил в 1858 году под названием «Защита Гиневры». Она представляла собой романтическую стилизацию средневековой рыцарской поэмы. Моррис много занимался и переводами: так, он сделал один из лучших переводов «Одиссеи» Гомера.