Матусовский Михаил Львович

(1915-1990) советский поэт

Михаил Львович Матусовский родился на Украине в городе Луганске в семье фотографа. В своих воспоминаниях «Семейный альбом» поэт иронически заметил, что, «как во всякой приличной интеллигентной семье», его решили учить музыке. К обучению мальчика подошли очень ответственно: Мику (так будущего поэта звали в детстве) отдали к лучшей учительнице в городе. Но она оказалась сторонницей «жесткой» системы обучения и за каждый промах била ученика по пальцам толстым карандашом.

Михаил стал заниматься у другой учительницы, а потом попал к Кушлину, где впервые столкнулся с постановкой спектаклей. Полученные навыки пригодились ему в дальнейшем, когда ему пришлось работать тапером в кинотеатре.

Когда Михаилу еще не исполнилось двенадцати, в местной газете «Луганская правда» появились его стихи. Они были весьма незрелыми, но юного автора переполняло тщеславие. Потом он признавался, что тогда его стихи сверстали вместе со стихами брата, который впоследствии выбрал другую профессию, став специалистом по транспортному машиностроению.

Родители Михаила Матусовского были небогатыми людьми, поэтому после окончания седьмого класса он решил поступить в техникум и получить профессию. Но планам будущего поэта не суждено было осуществиться. Его отца сочли кустарем, объявили лишенцем, и юный Михаил не смог никуда поступать. Вместо учебы ему пришлось искать работу. Он писал афиши, работал тапером.

Все изменил случай: приезжий фотограф высоко оценил работы его отца и помог тому вернуться к прежней деятельности. Михаил наконец-то смог начать обучение в строительном техникуме, закончив который он получил работу на стройке. Но долго на этой работе он не остался. Матусовский поехал в Москву поступать в Литературный институт им. Максима Горького. Там он вошел в круг молодых авторов, среди которых были будущие известные поэты В. Луговской и Константин Симонов. Вместе с Симоновым Матусовский побывал в родных местах, и опять же вместе они написали книгу «Луганчане» (1939).

В 1940 г. Михаил Львович Матусовский издал сборник «Моя родословная», где проявил себя как поэт, живо откликающийся на события современности. Закончив в 1939 г. Литературный институт, он поступил в аспирантуру.

После начала Великой Отечественной войны, Михаил Матусовский уходит на фронт военным корреспондентом, проходит через многие жестокие испытания, но все же продолжает писать стихи, в которых рассказывает о героях фронта и тыла. Это сборники «Фронт» (1942), «Песня об Айдогды Тахирове и его друге Андрее Савушкине» (1943), «Когда шумит Ильмень-озеро» (1944).

После войны поэт издал сборник «Слушая Москву» (1948), тем самым отдавая дань уважения городу, в котором прошла его молодость. Некоторые стихотворения, вошедшие в книгу «Улица мира» (1951), написаны под впечатлением от многочисленных поездок по разным странам мира.

Рассказывая о своих детских и отроческих годах, Матусовский вспоминал многих своих учителей. Особенно тепло и с благодарностью он отзывался о своей учительнице литературы Марии Семеновне, у которой он писал и стихи, и прозу. Позже свою благодарность поэт выразит в стихотворении «Школьный вальс», музыку к которому написал Исаак Дунаевский, знаменитый советский композитор. Песню на эти стихи исполнила М. Пахоменко.

Дунаевский однажды сказал Михаилу Львовичу Матусовскому, что между поэтом и композитором обязательно должно сложиться единомыслие, общность вкусов, умение понимать друг друга с полуслова. Поэтому, когда композитор и поэт решили вспомнить о своих школьных годах, форма вальса оказалась близка обоим.

В шестидесятых годах, после появления «Школьного вальса» и «Подмосковных вечеров», к поэту приходит широкая известность. Лирические песни Матусовского отличает особая доверительная интонация. Обращаясь к своему собеседнику, он создает элегическое или ироническое настроение. Его лирические песни сюжетны и образны одновременно.

Михаил Львович Матусовский всегда придерживался принципа, по которому мелодия звучала внутри стихотворных строк. Он не только стремился сделать значимым отдельное слово, но даже хотел выразить смысл через знаки препинания: «Песня требует хрестоматийной простоты, акварельности красок, соразмерности всех частей, органичности перехода запева в припев, полной естественности и непосредственности».

Игровой характер произведений, четко выраженная мелодичность вызвали интерес к произведениям поэта со стороны кинематографистов. Он написал тексты песен к кинофильмам «Верные ребята», «Испытание верностью», «Неподдающиеся».

Над песнями к картинам «Фронт без флангов», «Тишина», «Щит и меч» Матусовский работал вместе с В. Баснером. Песни «На безымянной высоте» и «С чего начинается Родина» стали отражением судьбы целого поколения. Поэт также работал с В. Соловьевым-Седым, Тихоном Хренниковым. С последним Михаил Матусовский написал песни для картины «Верные друзья» («Лодочка», «Что так сердце растревожило», «Шуточная песня»).

Поэт также создал сценарии хроникально-документальных фильмов «Рабиндранат Тагор» (1961) и «Мелодии Дунаевского» (1964). «Подмосковные вечера» стали визитной карточкой картины «В дни Спартакиады», музыку к песне написал Соловьев-Седой.

Михаил Львович Матусовский писал песни к самым разным фильмам: комедийным, драматическим, многосерийным и короткометражным, художественным и документальным. Он создавал произведения для разных исполнителей. Особенно он выделял работу с Леонидом Утесовым и Марком Бернесом, сумевшими прекрасно воплотить его лирическую тональность. Лучшие произведения Матусовского отличает особая искренность.