Мандельштам Осип Эмильевич

(1891-1938) российский поэт

Мандельштам Осип Эмильевич принадлежал к старшему поколению советских поэтов, начавших свой творческий путь еще в предреволюционные годы. Имя Осипа Мандельштама связывается обычно с акмеизмом, однако истинные масштабы и значение его поэтического наследия выходит далеко за рамки этого литературного течения.

Осип Мандельштам родился в Варшаве в семье мелкого коммерсанта, промышлявшего обработкой и продажей кожи. Он окончил Тенишевское училище, одну из лучших петербургских художественных школ. Каникулы Осип проводил в Павловске, в Финляндии, в Прибалтике. Школа дала ему прочные знания, прежде всего — в гуманитарных науках.

Позднее, в середине двадцатых годов, в повести «Шум времени» Осип Мандельштам рассказал о том, какими были жизненные впечатления его школьной поры. Уже в начале века он услышал о революционных событиях: в столице, у Казанского собора, выступили студенты, которых поддержали рабочие. Затем настал революционный 1905 год. «Тенишевец» Мандельштам зачитывался Герценом, о котором через два десятилетия написал в «Шуме времени», что его «политическая мысль всегда будет звучать как бетховенская соната».

Уже в школьные годы Осип начал увлекаться поэзией, музыкой, театром. Расширению и углублению его литературных интересов содействовал директор Тенишевского училища Вл. Гиппиус. Живя в Павловске, Осип Мандельштам посещал музыкальные вечера в привокзальном концертном зале. В театре на него произвела сильнейшее впечатление игра Веры Федоровны Комиссаржевской.

Юношеские годы Осипа Мандельштама совпали с периодом политической реакции. В ту пору, охваченный интересом к литературе, истории, философии, он уезжает за границу, слушает лекции в Сорбонне, в Гейдельбергском университете, в совершенстве овладевает французским и немецким языками. Также он отлично знал английский язык. Для того, чтобы написать литературно-критическое эссе «Разговор о Данте», Мандельштам основательно изучил итальянский язык и перечитал сочинения многочисленных интерпретаторов произведений великого флорентийца.

С 1907 по 1910 год Осип Эмильевич Мандельштам живет на Западе, иногда наезжая в Петербург, где завязываются его первые связи с литературной средой. В 1911 году он поступает на историко-филологический факультет Петербургского университета, стремясь систематизировать свои знания. К этому времени он прочно входит в литературную среду. В 1913 году вышла в свет первая книга стихотворений Осипа Мандельштама «Камень». Этот сборник сразу поставил автора в ряды зрелых и значительных поэтов. Мандельштам в свои «ученические годы» сумел выработать строгую взыскательность к собственному творчеству и дебютировал не как ищущий неофит, а как сложившийся мастер.

У него появляются новые знакомства. Осип Мандельштам обменивается стихами с Мариной Цветаевой, сотрудничает с Ларисой Рейснер в журнале «Рудин», в 1915 году в Крыму встречается с М. Волошиным, который так описал их первую встречу: «Сопровождая свою мать — толстую немолодую еврейку, там был мальчик с темными, сдвинутыми на переносицу глазами, с надменно откинутой головой, в черной курточке частной гимназии... Он держал себя очень независимо, чувствовалось много застенчивости. «Вот растет будущий Брюсов», — формулировал я кому-то свое впечатление. Он читал тогда свои стихи».

В конце 1920 года Осип Мандельштам поселился в Петрограде, где получил комнату в Доме искусств, затем он становится жильцом Дома ученых, куда помог ему устроиться Максим Горький. Корней Чуковский, посещавший в ту пору поэта, тонко подметил характерную черту его образа жизни: «... вкомнате, — писал он, — не было ничего, принадлежавшего ему, кроме папирос, — ни одной личной вещи. И тогда я понял самую разительную его черту — безбытность. Это был человек, не создававший вокруг себя никакого быта и живущий вне всякого уклада».

Из Петрограда Осип Мандельштам перебирается в Москву, живет так же «безбытно», аскетически, и часто ездит в Петроград, где подрабатывает переводами.

Двадцатые годы были для поэта временем интенсивной и разнообразной литературной работы. Были созданы новые стихи, вышли новые поэтические сборники. Поэт продолжал публиковать статьи о литературе, и его выбранные критические статьи составили сборник «О поэзии». Были изданы две книги прозы — «Шум времени» и «Египетская марка». В эти годы Мандельштам часто выступает в печати и как журналист, откликаясь на актуальные политические проблемы. Так, в журнале «Огонек» был опубликован его репортаж о беседе с выдающимся вьетнамским революционером Хо Ши Мином. Поэт активно сотрудничал и в газете «Московский комсомолец».

Приезд в Ленинград в конце 1930 года, в город его детства и юности, в город революции, вызвал у Осипа Мандельштама очень разные стихи: и ясные, просветленные, и горькие, скорбные. Тема расчета с прошлым сильно прозвучала в стихотворении «С миром державным я был лишь ребячески связан...». Мандельштам написал стихотворение «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...», где трагически выражено ощущение связи с прошлым, — связи эмоциональной памяти, где не осталось места для восприятия нового, современного:

Я вернулся в мой город, знакомый до слез.

До прожилок, до детских припухлых желез...

Петербург, я еще не хочу умирать:

У тебя телефонов моих номера.

Петербург, у меня еще есть адреса.

По которым найду мертвецов голоса...

Снова возникают стихи о смене веков, — это стихотворение о разрыве с ушедшим, «волчьим» веком, о взаимоотношениях с новым веком — «веком-волкодавом», расчищающим дорогу для светлых, будущих веков.

Осип Мандельштам продолжает разговор с эпохой и в других стихотворениях. Он снова борется с мыслью о том, что может быть не понят новым веком, апеллируя при этом к верности демократическим традициям. В своих поздних стихах поэт уже твердо заявляет о себе как о современнике, пишет о своей неразрывной слитности с эпохой, с веком:

Пора вам знать: я тоже современник

— Я человек эпохи Москвошвея,

Смотрите, как на мне топорщится пиджак.

Как я ступать и говорить умею!

Попробуйте меня от века оторвать,

— Ручаюсь вам, себе свернете шею!

Идейно-эстетический рост поэта продолжался, накапливались мысли, чувства, образы, выражавшие не только его решимость дружить с веком, но и его реальную, неразрывную связь с ним. Однако жизнь Осипа Эмильевича Мандельштама складывалась нелегко. Он уже был женат, но не имел своего угла, скитался по квартирам, часто болел. Физическое нездоровье усугублялось душевными переживаниями. Поэт не мог мириться с тем, что видел вокруг себя, и уж тем более не хотел прославлять в своих стихах этот мир насилия над личностью. Осип Мандельштам печатался мало, редко, жил обособленно от литературно-общественной среды, общаясь лишь с небольшим кругом близких ему по духу поэтов и прозаиков, среди которых была Анна Ахматова.

Его отношения с властями все более осложнялись. Поэт часто уезжал из Москвы, стараясь избежать неминуемого ареста. Какое-то время он жил в Чердыне-на-Каме, потом поселился в Воронеже. В этот последний, воронежский период своей жизни Мандельштам писал отцу, что старается жить общественной жизнью: «Я занимаюсь литературной консультацией, веду работу с здешней молодежью. Участвую в разных совещаниях, вижу много людей и стараюсь им помочь. На днях с группой делегатов и редактором областной газеты я ездил на 12 часов в совхоз на открытие деревенского театра. Предстоит еще поездка в большой колхоз и знакомство с одним из воронежских заводов».

Но к тому времени здоровье Осипа Мандельштама все больше ухудшалось, он часто испытывал нервные депрессии, пытался лечиться и даже приободрился физически, но ненадолго. А между тем в творчестве, в стихах рукописной «воронежской тетради» Мандельштам старался преодолеть пессимистические настроения, хотел понять современность и, может быть, изменить себя.

Но поэт уже предчувствовал скорую смерть и в марте 1937 года писал о своей дружбе с жизнью, о своей преданности людям:

Не кладите же мне, не кладите

Остроласковый лавр на виски,

Лучше сердце мое разорвите

Вы на синего звона куски!

И когда я умру, отслуживши.

Всех живущих прижизненный друг.

Чтоб раздался и шире и выше

Отклик неба во всю мою грудь!

Творческий путь поэта трагически оборвался. Он был арестован и отправлен в лагеря, где и погиб в декабре 1938 года. До сих пор неизвестно, где находится могила Осипа Эмильевича Мандельштама, но есть памятник в виде томиков его стихов и прозы. Все, что оставил Осип Мандельштам, принадлежит русской художественной культуре.