Кузмин Михаил Алексеевич

(1872-1936) русский поэт

Известный русский поэт родился в дворянской семье. Детские годы провел в Саратове, окончил там подготовительный и первый класс гимназии. С 1885 года жил в Петербурге, где учился в гимназии, а после ее окончания — в консерватории.

В 90-х — начале 1900-х годов Кузьмин активно занимался музыкой (романсы, оперные сочинения, музыка к собственным сонетам). В 1905 году он дебютировал в печати, опубликовав 13 сонетов и драматическую поэму «История рыцаря Д'Алессио».

На протяжении творческого пути Кузмин Михаил Алексеевич был в той или иной мере близок разным поколениям русского поэтического авангарда (символизму, акмеизму, отчасти футуризму), при этом не становясь участником группировок и сохраняя творческую самостоятельность.

Разнообразие интересов, любовь к изысканному, свежесть взгляда и тяга к земным проявлениям жизни — эти особенности творческой позиции Кузмина, особенно полно воплотившиеся в лирике, обусловили отталкивание от эстетики символизма. В отличие от символистов, стремившихся к религиозно-творческому преображению жизни, Михаил Кузмин утверждает радостное, умильное отношение к миру, безусловное его приятие. Его поэзия лишена социальных обобщений, носит камерный характер. Реальный мир постоянно переплетается с миром реальности в другом искусстве (живописи, музыке, балете, театре).

Особенности поэтики Михаила Кузмина во многом повлияли на творческие поиски его младших современников — А. Ахматовой, Велимира Хлебникова. Его поэзия почти исключает использование метафор, необходимых символистам для сближения далеких смысловых рядов. Слово у Кузмина конкретно, вместо иносказания он использует сопоставление, соприкосновение слов как своего рода частиц мозаики, добиваясь «изумительной стройности целого при свободном разнообразии частностей» (Николай Гумилев).

Как мастер изящной стилизации, Михаил Алексеевич Кузмин выступил в авантюрных «жизнеописаниях» («Приключения Эме Лебефа», «Подвиги великого Александра», «Путешествие сэра Джона Фирфакса»). Его проза лишена психологизма, увлекательная фабула строится на изобретательном чередовании приключений и метаморфоз, испытываемых персонажами. Освобожденная от примет быта, социальной среды, насыщенная игровыми мотивами, проза Кузмина приобретает характер своеобразной занимательной мультипликации. Наибольшей художественной ценностью в его прозе обладают сказки.

Творческий путь поэта характеризуется чередованием подъемов и спадов. Самым малопродуктивным в художественном отношении периодом его творчества стали 1913-1916 годы, когда он широко сотрудничал в бульварной периодике. После 1917 года творчество Михаила Алексеевича Кузмина заметно меняется. В сборниках стихов «Вожатый» и «Нездешние вечера» появляются живые, безыскусственные интонации, впечатление теперь рождается от изящной точности названия.

Заметное место в наследии Михаила Кузмина занимают литературно-критические статьи и переводы. Самостоятельность эстетической позиции проявилась в сочувственной критической оценке таких разнообразных литературных явлений, как «Городок Окуров» Максима Горького, сборник «Вечер» Анны Ахматовой, проза Бориса Пастернака. Разнообразен и круг переведенных им произведений: проза Апулея и Боккаччо, сонеты Шекспира, произведения Реми де Гурмона, Д'Аннунцио и др.

Михаил Кузмин был активным участником музыкальной и театральной жизни Петербурга начала XX века. Он написал музыку к ряду постановок Александрийского, Суворинского театров, театра Веры Федоровны Комиссаржевской, им написаны оперетты «Забавы дев», «Возвращение Одиссея» и др. Он был членом художественного комитета и музыкальным руководителем мейерхольдовского «дома интермедий» в 1910—1911 годах. Писал комические балеты, оперетты, вокальные циклы.

Послереволюционное творчество Михаила Алексеевича Кузмина — пять книг стихов, проза, драматургия, критика — представляет интерес как самостоятельный и не менее важный этап его литературной деятельности и как малоизученная и плодотворная страница в истории русской поэзии.