Блок Александр Александрович

(1880-1921) русский поэт и драматург

Отец поэта был философом, профессором Варшавского университета. Мать - А. А. Бекетова - дочерью известного ботаника А. Н. Бекетова, ректора Петербургского университета. Родители Александра Блока развелись сразу после рождения сына, и он воспитывался в семье матери. Его бабушка и тетки занимались литературой, переводили, сочиняли собственные стихи.

После окончания Петербургской гимназии с 1898 по 1901 год, Александр Блок учился на юридическом факультете Петербургского университета.

На него как на поэта большое влияние оказала классическая литература. Наиболее близким ему был мистический романтизм В. Жуковского. «Первым вдохновителем моим был Жуковский. С раннего детства я помню постоянно набегавшие на меня лирические волны, еле связанные еще с чьим-либо именем», - вспоминал он в «Автобиографии». Поэзия Жуковского учила Блока чистоте и возвышенности чувств, постижению красоты окружающего мира, тем более что летние месяцы он проводил в подмосковном имении своего деда - Шахматово.

Ранние стихи Александра Александровича Блока составили первую книгу, вышедшую в 1904 году, - «Стихи о Прекрасной Даме». Это произведение символистское, потому что одной из главных особенностей романтического искусства является устремленность к духовно-нравственным идеалам и восприятие действительности со всеми ее противоречиями, достоинствами и недостатками. Для Блока с самого начала и до конца творческого пути многое значили романтические идеалы Вечной Женственности и Христа. Естественно, что со временем отношение поэта к ним менялось.

В письмах к Андрею Белому он говорил о Ней, имея в виду Душу Мира, Вечную Женственность, которая в его стихах представала как Прекрасная Дама. Ее образ в ранней лирике Александра Блока означал все: красоту земной женщины, гармонию природы и культуры, чувственное и духовное восприятие мира. До конца своих дней поэт оставался верен идеалу Прекрасной Дамы, отсветы и отзвуки которого ощущаются в образах Коломбины, Незнакомки, Снежной Девы, Фаины, Кармен, Изоры, Катьки из «Двенадцати» и, конечно, Руси, России.

Предчувствую тебя.

Года проходят мимо.

Все в облике одном предчувствую Тебя.

Весь юризонт в огне и ясен нестерпимо,

И молча жду, - тоскуя и любя.

После выхода «Стихов о Прекрасной Даме», Александр Блок занял едва ли не центральное место в рядах символистов.

Первая русская революция 1905-1907 годов изменила настроение литературы этого периода. Отозвался на революцию и Блок, проявив присущее ему важное качество - социальную чуткость.

Вторая его книга - «Нечаянная радость» - сделала популярным имя поэта уже в широких читательских кругах. В сборник вошли стихи 1904-1906 годов и среди них «Девушка пела в церковном хоре», «Незнакомка», «Осенняя волна». В то время он был одним из самых значительных поэтов России.

Герой Александра Блока становится обитателем шумных городских улиц, жадно вглядывающимся в жизнь. В стихотворениях появляются некрасовские интонации: любовь к родине - любовь-спасение, понимание того, что свою судьбу невозможно представить без нее:

Над печалью нив твоих заплачу,

Твой простор навеки полюбя...

Приюти ты в далях необъятных!

Как и жить, и плакать без тебя!

Годы реакции после поражения революции, стали для Александра Александровича Блока переломными. Это было время переоценки ценностей. Поэт обращается к драматургии, потому что театр - это давняя и через всю жизнь пронесенная привязанность поэта. В юности мечтал быть актером, много играл в любительских спектаклях, и когда он почувствовал желание и необходимость сказать новое слово, драматургия показалась ему нужной формой. В 1906 году, Блоком были написаны три лирические драмы - «Незнакомка», «Король на площади», «Балаганчик».

Кроме того, он постепенно отходит от символистов. В своем дневнике поэт записал: «Никаких символизмов больше: я не мальчик, сам отвечаю за все». Поскольку у него не было возможности организовать издание собственного журнала, он публикует много литературоведческих, публицистических и критических работ.

В предисловии к новому сборнику «Земля в снегу» Александр Блок объясняет логику трех своих выпущенных книг:

«Стихи о Прекрасной Даме» - ранняя утренняя заря. . . «Нечаянная радость» - первые жгучие и горестные восторги, первые страницы книги бытия... И вот «Земля в снегу» - плод горестных восторгов, чаша горького вина, когда безумец потеряет дорогу, - уж не вы ли укажете ему путь? Не принимаю - идите своими путями. Я сам знаю страны света, звуки сердца, лесные тропинки, глухие овраги, огни в избах моей родины, яркие очи моей спутницы. Но не победит и Судьба. Ибо в конце пути, исполненного падений, противоречий, горестных восторгов и ненужной тоски, расстилается одна вечная и бескрайняя равнина - изначальная родина, может быть, сама Россия... »

Так в блоковской поэзии возникает основная тема - Россия. Она захватывает поэта полностью. Ощущение отчизны как живого существа сливается у него с чувством любви. «В поэтическом ощущении мира нет разрыва между личным и общим», - говорит Александр Александрович Блок.

От своих предшественников он отличался тем, что к судьбе России относился не отвлеченно, а как поэт - с интимной любовью. Поэтому образ родины у Блока связывается с образом молодой красавицы, невесты, жены.

О, Русь моя! Жена моя!

До боли Нам ясен долгий путь!

Родина предстает не только поэтической, прекрасной, нетленной, но и нищей - с серыми избами, расхлябанными дорогами, острожной тоской, глухой песней ямщика. Но чувство ее вечной красоты помогает Блоку верить в ее будущее, в то, что она преодолеет все тяготы и препятствия на своем пути.

В небольшом цикле «На поле Куликовом» (1908), состоящем из пяти стихотворений, Александр  Блок достигает вершины русского классицизма. Он проводит аналогии между двумя событиями: битвой на Куликовом поле и сложной политической и революционной ситуацией начала XX века.

Поэт надеется, что путь во мгле, «в тоске безбрежной», будет пройден: «Домчимся. Озарим кострами степную даль». Он верит в то, что разум и высокая духовность сразятся со всем, что делает жизнь грязной, пошлой, беспросветной. Поэт видит смысл жизни в неуспокоенности, в движении к добру:

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль. . .

Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль. . .

Многозначительно выглядит примечание автора к этому циклу: «Куликовская битва принадлежит к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди».

Октябрьская революция вызывает у Александра Александровича Блока творческий подъем и гражданскую активность. В январе 1918 года он пишет поэмы «Двенадцать» и «Скифы», а также публицистическую статью «Интеллигенция и революция». Поэт считал, что революция ведет к неведомым, но прекрасным целям. В этой статье он утверждал, что революция - это вырвавшаяся на волю народная стихия. «Она сродни природе. Горе тем, кто думает найти в революции исполнение только своих мечтаний, как бы высоки и благородны они ни были. Революция, как грозный вихрь, как снежный буран, всегда несет новое, неожиданное; она жестоко обманывает многих; она легко калечит в своем водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимыми недостойных; но это ее частности, это не меняет ни общего направления потока, ни того грозного и оглушительного гула, который издает поток. Гул этот все равно всегда - о великом».

Призвав интеллигенцию участвовать в строительстве нового мира, Блок сам работает в Государственной комиссии по изданию классиков русской литературы, служит в репертуарной секции театрального отдела Наркомпроса, сотрудничает в возглавляемом Горьким издательстве «Всемирная литература».

Но жизнь в голодном Петербурге, напряженные отношения в семье и разочарование в революции приводят к творческому кризису. Последующие годы поэт проводит в состоянии глубокой депрессии. В апреле 1921 года Александр Александрович Блок заболел, в мае состояние его резко ухудшилось, и 7 августа он скончался.

Переход из XIX века в XX - из века «железного», как называл его Блок, в век еще более железный - для поэта было все равно что переход с освещенной солнцем стороны на неосвещенную сторону. Но он считал, что долг современного художника - стремиться к вершине, «на которой чудесным образом подают друг другу руки заклятые враги: красота и польза».