Баратынский Евгений Абрамович

(настоящая фамилия - Боратынский)

(1800-1844) русский поэт

Евгений Абрамович Баратынский родился в селе Мара Тамбовской губернии. Его предки были из древнего польского дворянского рода. В России они обосновались с конца XVII века. Родители дали юноше прекрасное воспитание и, желая обеспечить ему аристократическую карьеру, определили сына в Пажеский корпус.

Но пребывание в этом привилегированном учебном заведении закончилось катастрофой. Участие в кружке «благородных мстителей» (деятельность которого состояла в школьных проказах в отношении учителей и воспитателей) привело к преступлению «по случаю». В 1816 году Евгений совершил кражу в доме одного из участников этого «общества». А через некоторое время по личному повелению Александра I он был исключен из Пажеского корпуса с запрещением принимать его на гражданскую или военную службу, кроме как простым солдатом. На протяжении многих лет Евгений Баратынский восстанавливал свое честное имя,

С 1819 года он был зачислен рядовым в лейб-гвардии егерский полк. Во время службы в Петербурге, Евгений Баратынский знакомится с Антоном Дельвигом, В. Кюхельбекером, М. Глинкой, Н. Гнедичем. Тогда же появляются в печати его первые стихи. «Первые произведения Баратынского были элегии, - писал А. С. Пушкин, - и в этом роде он первенствовал».

В традиционной форме «унылой» элегии, Баратынский  Евгений Абрамович сумел показать многообразие эмоционального мира человека. В лучших своих произведениях поэт объясняет чувства конкретного человека, возникшие под влиянием обстоятельств его жизни. В 1821 году он пишет знаменитую элегию «Разуверение», на текст которой Михаил Иванович Глинка написал романс. Эти стихи были едва ли не самым знаменитым произведением поэта.

Разуверение

Не искушай меня без нужды

Возвратом нежности твоей:

Разочарованному чужды

Все оболъщенъя прежних дней!

Уж я не верю увереньям.

Уж я не верую в любовь

И не могу предаться вновь

Раз изменившим сновиденьям!

Слепой тоски моей не множь.

Не заводи о прежнем слова

И, друг заботливый, больного

В его дремоте не тревожь!

Я сплю, мне сладко усыпленье;

Забудь бывалые мечты:

В душе моей одно волненье,

А не любовь пробудишь ты.

В 1820 году Евгений Баратынский продолжил службу в Финляндии. Элегия «Финляндия» (1820) и другие произведения, посвященные этому краю, закрепили за ним репутацию «певца Финляндии».

Неустанные хлопоты о получении офицерского чина, что дало бы возможность выйти в отставку, наконец-то увенчались успехом. В 1825 году после поручительства Д. Давыдова и А. Тургенева,  Евгений Баратынский получил чин прапорщика, оставил военную службу и поселился в Москве. Здесь в 1827 году вышел сборник стихов первого десятилетия его творчества.

Поэзия Евгения Абрамовича Баратынского 20-30-х годов отражала трагедию судьбы его поколения. Реакция, последовавшая за разгромом восстания декабристов, не щадила тех, кто не хотел смириться с торжеством несправедливости. Именно чувства и настроения этих людей нашли отражение во многих известных произведениях Баратынского того времени: это поэмы «Бал» (1828) и «Цыганка» (1831, 1842) (название ранней редакции «Наложница»), стихотворение «Последняя смерть» (1827), «Судьбой наложенные цепи» (1828), «Тебя из тьмы не изведу я» (1828), «К чему невольнику мечтания свободы?» (1833) и другие. Здесь особенно проявилась склонность поэта к размышлениям над жизнью и человеческой судьбой, что было уже давно замечено А. С. Пушкиным, сравнившим Баратынского с Гамлетом.

В 1835 году вышло второе издание произведений поэта, а в 1842 году был издан сборник «Сумерки», в который вошли стихи 30-40-х годов. Баратынский был твердо убежден в том, что поэтический дар нужен людям, иначе он бесполезен. Но поэт верно уловил болезнь своего времени, которая заключалась в приверженности к «корысти», к «насущному и полезному». Он не видел способов избавиться от этой болезни, и поэтому в его стихах звучат боль и отчаяние.

В 1843 году Евгений Абрамович  Баратынский уезжает за границу. Из путешествия по Европе он предполагал вернуться «исцеленным от многих предубеждений и с полной снисходительностью к некоторым нашим недостаткам, которые мы часто с удовольствием преувеличиваем». Эти настроения ощущаются в произведениях того времени, особенно в стихотворении «Пироскаф» (1844). Но им не суждено было стать началом нового этапа творческого пути поэта. Баратынский скоропостижно скончался 29 июля 1844 года в Неаполе. Только через год тело его было перевезено в Петербург и в присутствии нескольких друзей предано земле.

Мало кто откликнулся на смерть поэта. Только В. Г. Белинский сказал тогда: «Мыслящий человек всегда перечтет с удовольствием стихотворения Баратынского, потому что найдет в них человека - предмет вечно интересный для человека».