Анненский Иннокентий Федорович

(1855-1909) русский поэт

Творчество самого старшего по возрасту поэта-символиста Иннокентия Федоровича Анненского оказало едва ли не самое значительное влияние на всю русскую поэзию XX в.

Иннокентий Федорович Анненский родился 20 августа (1 сентября) 1855 г. в Омске, где его отец служил в Главном управлении Западной Сибири. В 1860 г. семья переехала в Петербург, здесь прошли детские годы будущего поэта. В 1879 г. он окончил историко-филологический факультет Петербургского университета по специальности «классическая филология».

В дальнейшем, вплоть до 1906 г. , Иннокентий Анненский преподавал древние языки в гимназиях, лицеях, на Высших женских курсах. Литературное творчество (переводы и оригинальные стихи) он рассматривал как хобби, долгое время не решаясь публиковать свои произведения. В 1870-е-1890-е гг. в журналах появляются только его литературно-критические статьи, в которых он подчеркивает эстетико-воспитательное значение гуманитарных дисциплин, необходимость классической основы обучения.

В 1901 году публикуется его первое художественное произведение - трагедия «Меланиппа - философ», в 1902 году - трагедия, «Царь Иксион». В драматических произведениях Иннокентий Анненский пытался осуществить принцип художественного мифотворчества, а формой художественного воплощения мифа поэт считал античную трагедию. Но, сохраняя миф как составляющий элемент в своих пьесах, Анненский не забывает и о проблемах современности. Он удачно соединяет классику и современность.

Лирический герой поэзии Иннокентия Федоровича Анненского - интеллигент переходного периода рубежа веков, который чувствует несовершенство современности и ощущает бессилие что-либо изменить в ней. Отсюда чувство тоски, одиночества, печали, муки «больной совести» героя стихотворений.

Единственный прижизненный сборник поэта «Тихие песни» вышел в свет в Петербурге в 1904 г. под псевдонимом Ник. То - это русский аналог латинского имени «Улисс» (Никто), которым хитроумный Одиссей назвался циклопу Полифему («Одиссея» Гомера). Значительным событием этого периода стало издание двух сборников литературно-критических статей «Книги отражений». В последний год жизни поэт принимал активнейшее участие в организации модернистского журнала «Аполлон». Анненский скоропостижно скончался от сердечного приступа 30 ноября 1909 г. на царскосельском вокзале. В 1910 г. в Москве вышла в свет книга лирических шедевров Иннокентия Анненского «Кипарисовый ларец».

«Поэты говорят обыкновенно об одном из трех: или о страдании, или о смерти, или о красоте», - писал Иннокентий Анненский в одной из статей. Эта формула верна прежде всего по отношению к его собственному поэтическому миру. Он особенно любил в искусстве трагическое начало и острее своих современников реагировал на любые проявления жизненной дисгармонии.

Мотивы страдания и смерти именно потому столь значимы в лирике Анненского, что они рождены опытом болезненного переживания быстротечности счастья и красоты. Страдание и красота для него - две стороны одной медали. ) «. . . Его страдающий человек страдает в прекрасном мире, овладеть которым он не в силах», - писала известная исследовательница русской лирики Лидия Гинзбург.

По своему мировоззрению и поэтическому стилю Иннокентий Федорович Анненский - символист. Но символы для него - не средство познания «непознаваемого», как для большинства других символистов, но особые образы, способные передать психологическое состояние человека. Символы в поэзии Анненского улавливают и образно закрепляют соответствия между жизнью души и ее природно-бытовым окружением. Поэтому взгляд поэта не устремлен в заоблачные дали, но направлен на земное существование человека.

В основе композиции как отдельных стихотворений Иннокентия Анненского, так и его сборника лирики «Кипарисовый ларец» - принцип соответствий, сцепленности всех вещей и явлений. Читателю предлагается своего рода поэтический ребус: нужно угадать, как связаны между собой попавшие в поле зрения лирического героя вещи с его настроением. Однако такая композиционная структура не имеет ничего общего со стремлением мистифицировать, озадачить читателя. Дело в том, что лирический герой сам погружен в сложные раздумья о «постылом ребусе бытия», он будто разгадывает собственные ощущения, не организованные логически. Потому так велика в стихах Анненского роль умолчания, когда поэт дает нам «почувствовать несказанное»; потому стихотворение часто строится на сложном узоре иносказаний.

Новизна поэтического стиля Иннокентия Анненского, сказавшаяся прежде всего в «заземлении» символистских абстракций, замене отвлеченных понятий их вещевыми эквивалентами, придании символу качеств предметного слова, - эта новизна обусловила промежуточное положение поэта между поколениями символистов и акмеистов. В поэзии Серебряного века Иннокентий Федорович Анненский сыграл роль посредника между символизмом и постсимволистскими течениями (его наследие повлияло на поэзию Анны Андреевны Ахматовой, Осипа Эмильевича Мандельштама, Владимира Владимировича Маяковского).