Уэллс, Герберт Джордж

(1866-1946) английский писатель

Герберт Джордж Уэллс родился в маленьком английском городке Бромли неподалеку от Лондона. Отец владел там магазином хозяйственных товаров и спортивного инвентаря, а мать до свадьбы была профессиональной домоправительницей и работала в близлежащей усадьбе.

Когда Герберту Уэллсу еще не исполнилось и двух лет, отец сломал ногу и оказался прикованным к постели. Чтобы прокормить семью, мать вновь начала работать. Она поступила экономкой в усадьбу Аппарк, где работала до замужества. Там и прошло раннее детство будущего писателя. Позже отец продал свой магазин и поступил туда же садовником.

В возрасте пяти лет мальчик уже научился читать и много времени проводил в усадебной библиотеке. Именно там он заразился неуемной жаждой знаний, которая не оставляла его всю жизнь. Надо сказать, что хозяйка усадьбы относилась к его матери скорее как к сестре, она не мешала мальчику и даже поощряла его интерес к книгам.

После окончания школы Герберт Уэллс начал работать учеником в магазине своего дяди. Но он страстно хотел учиться и все свободное время проводил за книгами. Поскольку в то время в Англии было разрешено сдавать экстерном экзамены на диплом учителя, Уэллс и решил стать преподавателем естествознания в начальной школе.

Чтобы освоить латинский язык, он перешел в ученики аптекаря. Работа оставляла время для досуга, и Герберт смог даже посещать занятия в средней школе. Наконец ему удалось сдать экзамен, и он стал помощником учителя в сельской школе. Причем работал там настолько хорошо, что менее чем через два года руководство учебного округа направило его в Лондон для продолжения образования.

Получив право на стипендию, Герберт Джордж Уэллс становится студентом Нормальной школы и поселяется в Лондоне. Уже на первом курсе он серьезно увлекся биологией и начал работать в лаборатории, которой руководил известный английский физиолог и биолог Дж. Хаксли. Однако напряженные занятия и плохое питание подорвали здоровье юноши. После окончания второго курса врачи обнаружили у него симптомы туберкулеза. На несколько месяцев ему пришлось прекратить учебу и начать лечиться.

Приехав в Лондон для обследования, Герберт Уэллс начинает печатать в разных журналах небольшие очерки. Постепенно он приобретает известность как публицист и рецензент театральных спектаклей.

Во время лечения, Герберт Уэллс также продолжал писать и в 1888 году опубликовал небольшую повесть «Аргонавты Кроноса». Правда, читатели ее не поняли, хотя рецензенты положительно оценили и саму тему, и научную подготовленность автора. Уэллс снова берется за перо и на основе повести выпускает свое первое крупное произведение — роман «Машина времени» (1895).

После выхода этого романа, открывшего научную фантастику XX века, к Уэллсу наконец приходит популярность. Журналы и газеты наперебой предлагают ему печататься у них. И он продолжает печатать очерки, которые вскоре объединяет в два сборника — «Избранные беседы дядюшки» и «О некоторых личных делах».

После выздоровления Герберт Уэллс успешно сдает экзамены за университетский курс и получает диплом учителя. В это же время он разводится со своей первой женой и заключает брак с Эмми (Джейн) Роббинс. Она становится его личным секретарем, издательским агентом и менеджером.

Уэллсы поселяются в доме, построенном по проекту писателя в местечке Севеноукс («Семь дубов»). После переезда писатель прекращает педагогическую деятельность и занимается только литературой. Заключив договор с крупнейшим английским издателем Д. Макмилланом, он выпустил целый ряд фантастических романов, которые хорошо известны и нашим читателям. Среди них особой популярностью пользовались такие произведения, как «Остров доктора Моро», «Человек-невидимка», «Война миров», «Пища богов» и другие. Перу Уэллса принадлежат также романы «Когда Спящий проснется» и «Первые люди на Луне».

Хотя все эти произведения различаются по проблематике, их объединяет тщательно разработанная научная основа. Писатель искусно соединяет реальные достижения науки с фантастическими допущениями. Он одинаково увлекательно рассказывает о событиях и далекого будущего, и недавнего прошлого. Некоторые же герои Герберта Уэллса оказываются его современниками. Нужно отметить, что в его творчестве сюжетная канва всегда накладывается на социальную основу, будь то противостояние человека и общества в «Человеке-невидимке» или размышления о правильности человеческой организации в «Войне миров».

Теперь каждый из романов писателя становится литературным событием. Сюжеты произведений используются для создания театральных постановок. Их практически сразу же переводят на основные европейские языки. Даже русские переводы Герберта Уэллса выходят всего через несколько месяцев после выхода в свет оригинальных произведений.

Казалось, место писателя в литературе определилось. Но в 1904 году, находясь на пике популярности, Герберт Джордж Уэллс неожиданно меняет творческий стиль. Он начинает выпускать романы, в которых рассказывается о современной Англии, — «Колесо фортуны», «Любовь и мистер Люишем», «Киппс». В наиболее крупном бытовом романе «Тоно-Бенге» автор рассказывает историю взлета и падения английского нувориша.

Несмотря на то, что критика восторженно оценила эти произведения, читатели встретили их прохладно. И по требованию публики Уэллс снова возвращается к научной фантастике. Если сравнивать писателя с его предшественниками и современниками, то станет очевидно, что он и в своих фантастических произведениях тяготел к социальным проблемам. Уэллс немного старомоден, его манера близка той, что мы находим, например, в романах Диккенса. Но для большинства читателей он остался именно писателем-фантастом, сумевшим предвидеть многие явления будущего.

Как известно, с одним из романов Герберта Уэллса — «Война миров» — связан небольшой казус: прочитанный по радио отрывок был воспринят слушателями как репортаж о реальном нашествии марсиан. Поднялась паника, жители начали спешно собирать вещи и бежать из города. Так с помощью конкретного и точного описания Уэллс воздействовал на своих читателей. В других его романах, таких, как «Когда Спящий проснется» и «Война в воздухе», мы находим отголоски событий XX века — эпохи войн и революций.

Во время Первой мировой войны, Герберт Уэллс сразу же присоединился к ее противникам. Он выпустил книгу антивоенных эссе «Война, которая покончит с войнами». Писатель стремился понять процессы, происходившие в мире. В 1914 году Уэллс впервые посетил Россию. Но тогда он не увидел в стране реальную расстановку политических сил.

Вернувшись в Англию, Герберт Уэллс продолжает писать романы и фантастические рассказы. Наиболее интересны из них «Сон об Армагеддоне» и «Земные броненосцы». В них писатель едва ли не первым в мире предсказывает сверхразрушительные последствия применения современного вооружения.

Неуемная энергия Герберта Джорджа Уэллса требовала его участия в самых разных сферах. В 1920 году он выпускает книгу «Взгляд на историю», за которой следуют популярные работы о науке и политике.

В том же году он вновь посещает Россию. Но увиденное поражает английского писателя и даже устрашает. Беседа с Лениным в Кремле нисколько не убеждает его в том, что власть Советов может принести стране процветание. Гуманистически настроенный писатель не видит светлых перспектив для развития страны и пишет книгу с символическим названием «Россия во мгле». Вместе с тем Уэллс оценил масштабы происходивших в стране перемен и отдал должное энтузиазму ее руководителей. Многие в то время не поняли истинного смысла его книги и обвинили писателя в поддержке коммунистов. Но время показало, насколько они были далеки от истины.

Чтобы подтвердить правильность своих прогнозов, Герберт Уэллс совершил еще одно путешествие в Россию в 1934 году. Все, что он здесь увидел, а также трехчасовая встреча со Сталиным вновь подтвердили справедливость опасений писателя. Английского гостя возили только в специально подготовленные места, где его встречали радостные, довольные жизнью люди, но за всем этим фасадом он все-таки сумел разглядеть, что происходит в стране на самом деле. С этого времени он становится активным противником тоталитарного режима и выступает как яростный пацифист. О своих впечатлениях Уэллс рассказал в киносценарии «Облик грядущего» и небольшой повести «Игрок в крокет» (1936). В ней он вывел образ диктатора, который продвигается к своей цели, невзирая на многочисленные жертвы.

Позиция Герберта Уэллса снова была понята далеко не всеми. Особенно яростно на него нападали те, кто был обманут сталинской пропагандой, как, например, А. Жид. Однако Уэллс не изменил свою позицию и вновь вернулся к данной проблематике в романе «Необходима осторожность» (1941).

Антифашистской же теме посвящен роман писателя «Бэлпингтон Блепский» (1932). В нем он рассказывает о том разлагающем воздействии, которое оказывает тоталитарная идеология на аполитичного обывателя.

Хотя с началом Второй мировой войны, Герберт Уэллс и выступил в поддержку Советского Союза, его последние произведения остались неизвестны советскому читателю. Публицистика Герберта Джорджа Уэллса, его антифашистские романы до сих пор не переведены на русский язык.

Он практически стал родоначальником современной научной социальной фантастики. Правда, сам писатель никогда не считал себя фантастом и называл свои книги научными романами. И тем не менее своим учителем его считают многие современные писатели-фантасты, в том числе Александр Беляев, А. Кларк и братья Аркадий и Борис Стругацкие.