Пришвин Михаил Михаилович

(1873-1954) русский писатель

Основной темой творчества Михаила Пришвина была природа. Большую часть жизни он провел в путешествиях и переездах с места на место. И лишь после смерти писателя стало ясно, что именно благодаря его творчеству в русской литературе продолжала развиваться традиция натуралистического описания окружающего мира, когда человек и природа представляли собой единое целое.

Будущий писатель родился в богатом купеческом имении на Орловщине. Семья рано осиротела, и Михаила воспитывала мать, которая и стала главным человеком в его жизни. Он учился в гимназии в Ельце, причем его первым преподавателем литературы был В. Розанов, будущий известный философ. Затем семья перебралась в Тюмень, где Михаил продолжил образование.

Закончив гимназию, Михаил Михаилович Пришвин поступил в Рижский политехнический институт, но на третьем курсе был арестован за участие в марксистском кружке. Поскольку после этого двери российских учебных заведений оказались для него закрытыми, он уехал в Германию, где поступил на сельскохозяйственный факультет Лейпцигского университета. В 1902 году он получил диплом агронома и вернулся в Россию.

Несколько лет Михаил проработал по специальности, но в 1905 году после подавления революционных выступлений бросил работу и предпринял путешествие по Карелии. Таким образом он не только спасся от возможного ареста, но и нашел свое истинное призвание. Из этого путешествия Пришвин начал присылать очерки в разные журналы. Иногда их печатали, но чаще он получал отказы. Вернувшись домой, Михаил Пришвин привез не только основу будущей книги, но и множество записей фольклора — сказок, песен, легенд.

В 1906 году Михаил Пришвин напечатал свою первую книгу «В краю непуганых птиц». Она вышла в издательстве А. Девриена и получила благожелательные отзывы критиков. За ней последовала вторая — «За волшебным Колобком». Пришвин понял, что может прожить литературным трудом. На вырученные от издания деньги он совершил путешествие по Северу России, а затем и по Норвегии. В результате появилась еще одна книга, также посвященная описаниям природы, после которой писатель понял, что необходимо изучать не только природу, но и людей.

Стремясь окунуться в традиционный русский быт, он отправился в поездку по старообрядческим поселениям Поволжья, после чего также появились книги очерков. Они и принесли ему литературную известность, введя его в круг писателей-бытовиков. На некоторое время Михаил Михаилович Пришвин поселился в Петербурге. Оказавшись в центре литературной жизни, он познакомился с кругом Дмитрия Мережковского и на некоторое время увлекся декадентскими идеями. Их влияние проявилось в повести «У стен града невидимого», наполненной мистическими и фольклорными образами.

Однако Пришвин так и не принял декадентскую мистику и вскоре вошел в круг писателей, сгруппировавшихся вокруг издательства «Знание». Там выходили сборники его очерков, а перед началом Первой мировой войны при поддержке Горького вышло первое собрание сочинений писателя.

Когда началась Первая мировая война, Михаил Пришвин стал фронтовым корреспондентом крупнейших петербургских газет «Русские ведомости» и «Речь».

После революции, которую он не принял, поскольку, по его мнению, она вела к разрушению традиционного уклада жизни, он несколько лет преподавал. Но уже в начале двадцатых годов вновь целиком посвятил себя литературному труду. Писатель жил в деревнях, переезжал из одной области России в другую и публиковал сборники очерков, а также отдельные рассказы. Несколько раз он пытался найти свое место в новой жизни: совершил несколько путешествий — на строительство завода на Урале, по Северу, но везде видел, что прошлое безвозвратно ушло.

Михаил Пришвин учил «родственному вниманию к природе, узнавать душу самой жизни, будь это цветок, собака или дерево». Параллельно этой линии писатель переходит к созданию произведений крупной формы. Они постепенно вырастают из ряда очерков, связанных личностью единого героя. В двадцатые годы Пришвин начал работу над автобиографическим романом «Кащеева цепь». Он хотел показать историю становления главного героя Алпатова на фоне панорамы русской жизни конца XIX — начала XX века.

Однако усиление политического давления на литературу показало писателю, что время для выпуска подобного произведения еще не настало. Несколько десятилетий роман пролежал в письменном столе и был опубликован только в 1954 году.

Но Михаил Михаилович Пришвин все равно печатался в литературных журналах, сознательно разрабатывая тему природы, но избегая рассказывать о происходивших в то время социальных процессах. Он много путешествовал и публиковал свои впечатления в книгах очерков и небольших повестях. Реальность и вымысел, сказка и быль, острые наблюдения над природой создают в них удивительно светлый, свободный внутренний мир. Вместе с другими писателями он совершил известное путешествие по Беломорско-Балтийскому каналу, после чего опубликовал очерк о нем.

В конце концов Пришвин начал писать и для детей. В тридцатые годы он участвовал в конкурсе на лучшую детскую книгу и победил со своей повестью «Кладовая солнца». Он сам называл ее сказкой-былью. Для детей были написаны также «Корабельная чаща», «Лесная капель» и «Дорогие звери». Во время Великой Отечественной войны Михаил Пришвин пишет книгу очерков «Рассказы о ленинградских детях».

В 1947 году писатель поселился в подмосковной деревне Дунино, где практически безвыездно прожил последние годы вместе со своей второй женой, на которой женился в 1937 году.

Единственными увлечениями, которые Пришвин не оставлял на протяжении всей жизни, были фотография и охота. Его снимки публиковались во многих журналах в течение ряда лет. Он фотографировал природу как исследователь, поэтому его огромное хранилище негативов, хранящееся в Дунине, имеет и несомненную научную ценность. Михаил Михаилович Пришвин сумел запечатлеть жизнь животных и птиц средней полосы России.

В последние годы жизни он в основном завершал начатые ранее произведения — романы «Кащеева цепь», «Осударева дорога», а также работал над дневником, приводя в порядок записи, которые вел на протяжении всей жизни. Писателю приходилось «наступать на горло собственной песне» — переделывать уже написанное, делать главного героя носителем коммунистических идей. О настроении писателя в то время свидетельствует его дневник: «Боюсь, что это не выйдет из-за моей совести». Но роман все же был переписан и в изуродованном виде увидел свет. «Балансирование закончено. Займусь теперь дневниками и детской литературой. Ссылаясь на возраст, прекращу все выходы в свет», — записал писатель в дневник после издания романа.

Дневник Михаила Пришвина стал культурным памятником эпохи, в котором запечатлены многие события XX века. Только Корней Чуковский смог сохранить свои записи, которые также делал на протяжении многих десятков лет. Евгению Шварцу, например, потребовалось восстанавливать дневниковые записи, утраченные во время войны. В дневниках Пришвина нашли отражение сложнейшие явления, связанные со становлением советского строя. Он путешествовал в то время по деревням и узнавал о происходящем из первых уст. Поэтому дневники писателя были опубликованы только в девяностые годы.