Паустовский Константин Георгиевич

(1892-1968) русский писатель

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве, где его отец служил в управлении железной дороги. Родители вскоре развелись, и мальчика отправили на Украину в семью деда, бывшего солдата, и бабки-турчанки. Когда пришло время, мальчик поступил в Первую киевскую гимназию, где в то время учился Михаил Булгаков (он был старше Паустовского на год). Вскоре их пути вновь пересеклись, только на сей раз в Киевском университете. Правда, Константин Паустовский поступил не на медицинский, как Булгаков, а на естественно-исторический факультет, где учился с 1911 по 1913 год, а потом перевелся на юридический факультет Московского университета.

Но начавшаяся Первая мировая война не позволила ему завершить образование, он ушел на фронт санитаром, и многие вспоминали потом добрым словом умелые руки этого человека. С 1913 года Константин Георгиевич Паустовский сменил множество профессий: был кондуктором трамвая, учителем и журналистом, рабочим на военном заводе.

Свой первый рассказ Константин Паустовский опубликовал в 1912 году, но профессиональным писателем стал в двадцатые годы, пройдя своеобразную школу в РОСТА (Российском телеграфном агентстве). Редакторская хватка сохранилась у Паустовского на всю оставшуюся жизнь: он был внимательным и чутким читателем молодых авторов. Зато к собственным произведениям писатель относился очень критически; многие вспоминают, как после чтения своего нового произведения, даже если слушатели восприняли его восторженно, он мог ночью уничтожить написанное.

В двадцатые годы его творчество выразилось в основном в сборниках рассказов и очерков «Морские наброски» (1925), «Минетоза» (1927), «Встречные корабли» (1928) и в романе «Блистающие облака» (1929). Их герои — это люди романтического склада, не терпящие повседневной рутины и стремящиеся к приключениям.

После того как Константин Георгиевич Паустовский поселился в Москве, в его жизни практически не случалось никаких крупных событий. Только в тридцатые годы он по примеру других писателей решил обновить жизненные впечатления и отправился на великие стройки времени. Появившиеся после этого повести «Кара-Бугаз» (1932) и «Колхида» (1934) принесли ему известность. В них окончательно определилась главная идея творчества писателя — человек должен бережно и трепетно относиться к земле, на которой живет.

С 1934 года произведения Константин Георгиевича Паустовского в основном посвящены описанию природы и изображению людей творческого труда. Он открывает особую страну Мещёру — местность, расположенную к югу от Москвы, — и показывает красоту ее лесов, озер и болот в таких произведениях, как «Мещёрская сторона» и «Повесть о лесах».

Важной частью творчества Паустовского стали художественные биографии «Орест Кипренский» (1937), «Исаак Левитан» (1937) и «Тарас Шевченко» (1939), а также сборник эссе «Золотая роза», основной в котором была тема творчества.

Константин Паустовский, в отличие от многих других писателей, никогда не писал на злобу дня. Даже в тридцатые годы, когда многие откликались, например, на события, связанные с покорением Севера, он писал прежде всего о судьбах людей, связанных с этим краем, — «Северная повесть» (1938).

Паустовский Константин Георгиевич был великолепным рассказчиком, умел видеть и по-новому открывать мир, всегда рассказывал о добром, светлом и прекрасном. Поэтому совершенно не случайно, что он стал писать и для детей. В тридцатые годы многие литераторы обращались к сказке, поэтому сказки Паустовского нужно рассматривать в одном временном ряду с произведениями Валентина Катаева.

Особенностью же Паустовского было романтическое восприятие мира. Правда, он умудрялся оставаться при этом реалистически конкретным. Вспомним, например, его сказки «Стальное колечко» (1946), «Дремучий медведь» (1948), «Растрепанный воробей» (1948) или «Теплый хлеб» (1954).

По своей манере Константин Паустовский оказался близок к Андерсену: он так же умел увидеть в обыкновенном необычное, его произведения всегда событийны, и любое происшествие кажется необычным, выходящим из привычного ряда вещей. Звери и птицы способны вести с человеком очень интересный диалог, при этом основная авторская мысль всегда выражена ненавязчиво и тонко. Сказки Паустовского отличает какое-то особое изящество, они написаны простым и емким языком.

В круг детского чтения вошли и многие произведения писателя о природе. Последние же годы творчества мастера были посвящены созданию шеститомной эпопеи о пережитых годах, она так и была названа — «Повесть о жизни». В нее вошли несколько произведений Константина Паустовского, начиная с 1945 года, когда были написаны «Далекие годы». Следующее произведение из этого цикла — «Беспокойная юность» — вышло в 1955 году, через два года — «Начало неведомого века», еще через два, в 1959 год) - «Время больших ожиданий». В 1960 году появился «Бросок на юг», а в 1963-м — «Книга скитаний».

В жизни Константин Георгиевич Паустовский был необычайно мужественным человеком. Его зрение постоянно ухудшалось, писателя мучила бронхиальная астма. Но он старался не показывать, как ему приходилось тяжело, хотя характер у него был достаточно сложным. Друзья старались всячески помочь ему.

Самым большим увлечением в жизни Паустовского была рыбалка. Он просто артистически умел организовывать весь процесс ловли, от выкапывания червей в навозе до забрасывания удочек. Правда, при этом сохранял верность традиционным рыбацким суевериям.

В историю отечественной литературы Константин Георгиевич Паустовский вошел как неподражаемый мастер слова, великолепный знаток русской речи, пытавшийся сохранить ее свежесть и чистоту.