Остер Григорий Бенционович

(род. в 1947 г.) российский детский писатель

Творческий путь Остера Григория Бенционовича никак не назовешь ровным, а его положение в литературе — благополучным. Известность пришла к нему скорее вопреки мнению критиков, чем благодаря им. Возможно, поэтому о каждой его новой книге сразу же высказываются взаимоисключающие мнения. Но главное состоит все же в том, что книги Остера печатают огромными тиражами и они никого не оставляют равнодушными.

Григорий Остер родился в Одессе. Стихи начал писать еще в школе. Получив аттестат зрелости, он пошел работать, но и тогда не оставил поэзию. Со временем Остер получил высшее образование, закончив заочное отделение Литературного института. Но это было важно только для собственного развития. Стихи, которые он писал для взрослых, практически не печатали. Но и с детскими стихами на первых порах было трудно пробиться к читателю. Тогда-то Григорий Бенционович Остер и начал писать сценарии для мультипликационных фильмов.

Первой его работой стал известный мультфильм «Котенок по имени Гав» (1973). Картина имела большой успех, и рассказ о маленьком котенке решили продолжить. Затем Григорий Остер создал цикл рассказов о Попугае, Удаве, Мартышке и Слоненке. Они и стали героями его первой книга — «Как хорошо дарить подарки» (1975). Другая книга Остера — «Зарядка для хвоста» (1993) — является наиболее полным собранием веселых историй, которые могут произойти только в сказочной Африке.

Вероятно, Григорий Остер решил, что для воспитанных на сказках Корнея Чуковского читателей Африка по-прежнему остается самым экзотическим континентом. И он частенько продолжает отправлять своих героев именно туда.

Свои произведения поэт адресует в первую очередь детям. Действие в них разворачивается через диалог главных героев, которые пытаются разрешить важнейшие проблемы, основанные на парадоксах. Продолжая традицию героя другого замечательного детского писателя Бориса Житкова из его книги «Что я видел?», Остер делает это удивительно ярко и занимательно. Мотив познания мира лежит и в основе его сказок «Котенок по имени Гав» и «Петька-микроб».

По-иному складывалась судьба книги Григория Бенционовича Остера «Вредные советы» (1990). Он отошел от простых историй и перешел к откровенной сатире. Поэтому его книгу долго не хотели печатать, считая антипедагогической. Наконец ему удалось прочитать некоторые фрагменты по радио, после чего в редакцию хлынул поток писем. Слушатели спрашивали, где можно купить книгу. «Вредные советы» были напечатаны и сразу же разошлись в нескольких изданиях.

Особенный успех книга имела среди взрослых. Лозунги типа «Вся власть вредным советам!» были созвучны всенародному подъему в начале перестройки. Черно-желтая обложка книги с черепом и костями также привлекала внимание и даже эпатировала читателей.

О том, как люди воспринимают его книги, лучше всего сказал сам писатель: «В отличие от взрослых, дети как раз правильно реагируют на советы. Никому из них в голову не придет напрямую следовать им. Собственно, советы писались с определенной целью — раскрыть ребенку механизм, с помощью которого ему морочат голову. Это своеобразная прививка против стереотипов». Приведем небольшой отрывок:

Если вы окно разбили,

Не спешите признаваться.

Погодите, не начнется ль

Вдруг гражданская война.

Артиллерия ударит.

Стекла вылетят повсюду.

И никто ругать не станет

За разбитое окно.

В этих стихах ясно прослеживается традиция обэриутов и прежде всего Д. Хармса и А. Введенского, у которых за очевидными нелепостями скрывается серьезное содержание. Жизнь не укладывается в два хода, и каждая ситуация требует своего и только своего нравственного решения.

В отличие от фольклорных перевертышей, балагурных сказок, от поэзии обэриутов, которые развенчивали наглого потребителя, стихи Григория Бенционовича Остера не содержат сарказма. Их добродушная ирония направлена против мертвящей душу повседневности. Игра с подтекстом постепенно станет отличительной особенностью стиля писателя.

Григорий Остер иронически высмеивает и безликие школьные учебники. Первым опытом подобного рода стал его задачник, или «Ненаглядное пособие по математике». К нему примыкает и аналогичный «Задачник» для взрослых.

Но Остер не просто издевается над казенной школьной скукой. Любая сочиненная им задача развивает не столько навыки арифметического счета у школьников второго, третьего и четвертого классов, сколько чувство юмора.

Последняя книга в этом ряду — «Визгкультура», в которой писатель снова размышляет над самыми насущными проблемами. Она, возможно, станет и основой специальной передачи на НТВ.

От стихов Григория Остер постепенно перешел к прозе. Первая его книга в этом жанре — «Сказка с подробностями» (1994). Писатель и здесь следует традиционным для детской литературы путем — создает цикл коротких историй, соединенных по принципу логической цепочки. Перед читателем развертывается причудливое переплетение событий, объединенных общими героями.

Повесть-сказка «Остров Эскадо» построена несколько иначе. Писатель создал односюжетную литературную сказку, с несколькими общими героями, которые попадают на остров, где с ними происходят самые невероятные приключения.

Писатель четко следует сложившейся в данном жанре традиции. Да он и не скрывает, что образцом для него стали сказки Чуковского и Прокофьевой. Но в его произведениях и герои, и сюжет совершенно оригинальны и сразу же завладевают вниманием читателя.

Григорий Бенционович Остер очень тонко чувствует психологию ребенка, ведь у него растут пятеро детей, правда, от двух браков. И каждый из них, познавая по-своему мир, вносит свою лепту в творчество отца.

На сегодняшний день Григорий Остер написал примерно 60 книг, создал около 40 мультфильмов и ряд пьес для кукольных театров. Он также работает над циклом передач для НТВ, которые планируется показывать еженедельно, а называться они будут «Остер-класс».