Купер, Джеймс Фенимор

(1789-1851) основоположник американского романа

Джеймс Фенимор Купер родился в семье крупного землевладельца, основавшего поселок на озере Отсего по течению реки Сасквеханна, по которой изредка проплывали пироги индейцев и где ночную тишину оглашал волчий вой и рев медведей. Здесь и будет происходить действие будущих романов Купера. Это было время, когда американцы двигались на запад, приобретая участки земли и изгоняя аборигенов. Отец будущего писателя был одним из лидеров федералистской партии, противником всяких демократических веяний. Джеймс любил и чтил отца, но не взгляды властного магната стали его убеждениями, а пламенные идеи французской революции.

Он был любознательным, но строптивым юношей: его исключили из Иельского колледжа, и отец, чтобы дисциплинировать сына, отдал его в матросы на торговое судно «Стерлинг». Впечатления от многотрудной матросской доли будут отражены в романе «Следопыт». Дослужившись до офицерского звания и получив после смерти отца поместье, Джеймс Купер поселился в Скародейле.

Здесь и был задуман роман «Шпион» о разведчике Гарви Берче, действовавшем во времена борьбы за независимость Америки от английского владычества.

Захватывающий сюжет, живость повествования, богатство фактического материала создали сплав исторического и авантюрно-приключенческого романа. Тайный агент на территории, еще занятой англичанами, Гарви Берч не может снять маску «горбуна» — разносчика товаров. Он обречен до самой могилы слыть врагом своей родины. Такова участь шпиона. У него не может быть личного счастья, но он выполняет задание президента, генерала Вашингтона. Горько и возвышенно звучат заключительные слова о нем: «Он умер, как и жил, преданным сыном своей родины и мучеником за ее свободу».

Роман прославил имя героя и автора. Он свидетельствовал о рождении самостоятельной американской литературы. Его сравнивали с романами знаменитого англичанина В. Скотта.

С 1823 г. Джеймс Фенимор Купер начинает печатать цикл-эпопею из пяти романов о судьбе первооткрывателей Америки: «Пионеры, или У истоков Сасквеханны» (в русском переводе — «Поселенцы»), вышедший в 1823 г., «Последний из могикан» (1826), «Прерия» (1827), «Следопыт, или Озеро-море» (1840), «Зверобой, или Первая тропа войны» (1841). Успех романов был потрясающим. Они рассказывали историю завоеваний и духовных потерь американского народа при освоении новых земель на Западе.

Пионерами издавна в Америке называли первых поселенцев в новых районах, первооткрывателей новых земель. Купер создавал многоактную драму о том, как был завоеван Запад. Впервые перед читателями предстал первопроходец, следопыт и охотник Натти (Натаниэль) Бампо, индеец Джон Могиканин или Чингачгук, чье племя когда-то владело этими землями. Это были романы о современной Америке, которые поднимали злободневные вопросы — о хищническом использовании даров природы, об обмане и ограблении индейского народа, о взаимоотношениях первопроходцев с молодым поколением, о губительной власти лицемерной цивилизации. Мир индейцев — это чистый родник, не замутненный ни корыстью, ни эгоизмом. Но ни смелость, ни доблесть благородного воина Натти Бампо, ни мужество «последнего из могикан» прекрасного юноши Ункаса не могут предотвратить гибель индейского народа под напором завоевателей.

В 1824 г. выходит роман «Лоцман» — начало серии его морских романов. Прототипом таинственного лоцмана был известный в XVIII веке легендарный американский мореход Поль Джонс, человек сказочной отваги, борец за независимость. В дерзновенной схватке с разъяренной морской стихией побеждает мастерство и мужество лоцмана, управляющего шхуной.

Джеймс Купер открыл в стихии моря бездны эстетического очарования. Морской роман обогатил роман авантюрно-приключенческий и стал любимым жанром европейских и американских писателей XIX—XX веков: Эжена Сю, Майн Рида, Роберта Льюиса Стивенсона, Джека Лондона, Эрнеста Хемингуэя.

Весьма увлекательны и морские романы Купера: «Красный корсар» (1828) — в русском переводе «Красный морской разбойник», «Морская волшебница» («Пенитель моря»), «Мерседес из Кастилии» (1840), «Два адмирала» (1842), «Блуждающий огонек» (1842), «На суше и на море» (1844), его продолжение «Майлс Уоллингфорд» (1844) и «Морские львы» (1849).

География романов Джеймса Фенимора Купера необъятна. Взгляд писателя углубляется и в историю феодальной Венеции — роман «Браво» (1831), и в историю Германии времен Реформации — «Гейденмауэрили, или Бенедиктинцы» (1832), в русском переводе «Лагерь язычников».

Джеймса Купера осыпают почестями и преподносят медаль «За упрочение славы Республики» от общественности Нью-Йорка, где он живет с 1822 г.

В 1826 г. Купер едет с семьей в Европу. Это было самое славное время в жизни писателя. Он путешествует и живет в Англии, Италии, Германии, Бельгии. Жизнь в Париже во время Июльской революции стала для него истинной школой. Но возвращение на родину в 1833 г. принесло Куперу много разочарований: его поразил беззастенчивый цинизм и оголтелая жажда наживы в американском обществе. Он попадает в атмосферу враждебности из-за своих смелых выступлений, разоблачающих перерождение американской демократии в монархию денег. В публицистических статьях, романе «Моникины» (1835), «Домой» (1837) и «Дома» (1838) Купер бросает вызов буржуазному хищничеству, царству доллара.

Писатель живет в Куперстауне только на литературные труды, поскольку земля не приносит прибыли, и он пишет роман за романом, мечтая избавиться от кабалы издателей.

Джеймс Фенимор Купер написал 32 романа, свыше 10 томов описаний путешествий по Франции, Англии, Германии, Швеции, Швейцарии, несколько томов публицистики, «Историю флота США» и другие произведения. Он создал образцы исторического, морского, нравоописательного, авантюрно-приключенческого романов, романа-памфлета («Моникины») и утопического романа («Кратер»). Он первый создал роман-эпопею в американской литературе. Но с не меньшим основанием Купера можно назвать одним из родоначальников американского романтизма, противопоставившим естественность природы разлагающему влиянию цивилизации.

Бальзак называл Купера «американским историком», поскольку тот ставил важнейшие социальные проблемы: личность и общество, человек и природа, белые и краснокожие, цивилизация и «дикарь».

По словам Ж. Санд, Америка стольким же обязана Джеймсу Куперу в сфере литературы, сколько Бенджамину Франклину и Джорджу Вашингтону в науке и политике. Виссарион Григорьевич Белинский утверждал, что «литература Северо-Американских Штатов началась романом Купера».

В Куперстауне не нашлось средств на памятник писателю, и лишь спустя несколько лет после его смерти там была установлена статуя героя романов о Кожаном Чулке.