Искандер Фазиль Абдуллович

( 1929-2016 ) российский писатель

Долгое время Фазиль Искандер был известен только как поэт, автор нескольких стихотворных сборников. Он как бы не решался всерьез заняться прозой, хотя и публиковал отдельные небольшие произведения. Такая неторопливость отчасти соответствует самой его творческой манере, которой присуща особая повествовательность, когда действие развивается плавно и медленно, описание изобилует множеством деталей и метафор, психологические характеристики героев ироничны и конкретны.

Искандер Фазиль Абдуллович родился в Сухуми, где его отец работал директором кирпичного завода. Корни же писателя уходят на тюркский Восток, так как его прадед приехал в Абхазию из Турции. Хотя в своих автобиографических записках Искандер относит себя к отъявленным лентяям, полагавшимся на свою память и способность мгновенно запоминать услышанное, он все же закончил школу с золотой медалью.

Затем отправился в Москву и подал документы на философский факультет МГУ, но там ему не понравилось, и по совету случайной попутчицы он на ближайшие два года становится студентом Библиотечного института. Осознав, что «проще и выгоднее самому писать книги, чем заниматься классификацией чужих», он переходит в Литературный институт имени Максима Горького. Впоследствии писатель не без иронии расскажет о первых годах своей самостоятельной жизни в рассказе «Начало».

В институте Фазиль Искандер еще считал, что будет поэтом, хотя, получив диплом, распределился в редакцию газеты «Брянский комсомолец». Там он работал разъездным корреспондентом, печатая в газете очерки на актуальные темы. Одновременно он писал стихи, иногда публиковал их и постепенно собрал свой первый сборник.

Через год Фазиль Искандер начинает работать в газете «Курская правда». В Курске он прожил четыре года и за это время осознал, что жизнь предоставляет множество сюжетов для будущих произведений. Правда, тогда он еще не решался стать профессиональным писателем.

Показательно, что Фазиль Абдуллович Искандер всегда считал и считает себя русским писателем, хотя свободно владеет и абхазским языком.

В 1959 году он переезжает к себе на родину в Сухуми и становится редактором абхазского отделения Госиздата. Через несколько месяцев после переезда в местном издательстве выходят два сборника его стихов. Они получают положительный отклик в центральной прессе, что позволяет молодому литератору подать документы в Союз писателей.

Еще в Курске Фазиль Искандер написал свой первый рассказ «Первое дело», который вскоре был напечатан в журнале «Пионер». Он открыл цикл произведений, посвященных детству писателя. Впоследствии Искандер будет время от времени возвращаться к начальной поре своего становления как личности, описывая проделки, шалости, первые впечатления ребенка, но уже с позиции взрослого наблюдателя.

Свой опыт работы в районных газетах писатель использовал в первом крупном произведении — «Созвездие Козлотура» (1966). В этой повести Искандер описывает события, связанные с кампанией по выращиванию кукурузы. В начале шестидесятых годов бывший тогда первым секретарем ЦК КПСС Н.С. Хрущев распорядился сажать кукурузу по всей стране, независимо от климатических условий.

Фазиль Абдуллович Искандер дает яркое сатирическое описание пропагандистской кампании и показывает, что искусная демагогия может убедить наивных людей делать самые невероятные вещи. Столь ярко выраженное социальное начало его прозы сразу же выдвинуло Искандера среди тех писателей, которых впоследствии будут называть «шестидесятниками»

После публикации повести он регулярно печатает свои рассказы в различных периодических изданиях и наконец решается перейти на положение профессионального литератора. С этого времени в его творчестве намечаются две четко выраженные линии. С одной стороны, он пишет рассказы, посвященные своему детству: «Запретный плод», «Тринадцатый подвиг Геракла», а также повесть «Дерево детства». Но сам писатель как-то заметил: «Я пишу не о взрослых и не для взрослых, а для тех, кто понимает сердце».

С другой стороны, писатель начинает работу над многотомным циклом сатирических новелл «Сандро из Чегема», в которых сочетаются приемы народной плутовской повести и лубочной прозы.

Каждая новелла из этого цикла является как бы фрагментом большого романа, а созданный Искандером яркий и солнечный мир становится своеобразной моделью идеальных человеческих отношений. Автор рассказывает о вымышленной стране со столицей Мукус, где живет множество разных национальностей и в том числе придуманный автором народ эндурцы.

В 1973 году Фазиль Искандер предложил текст романа для публикации. Он вышел, но цензура сократила его более чем наполовину. Тогда это объяснялось просто. Несмотря на то, та автор выражал свои оценки эзоповым языком, они легко расшифровывались и не вписывались в официальную идеологию. Полный текст романа вместе с написанными к тому времени новыми главами был издан только в 1981 году, да и то в США.

Главный герой цикла — пожилой дядя Сандро, живущий в горной кавказской деревне, — близок к типу традиционного героя-хитреца, который умеет найти выход из любой ситуации и неизменно остается в выигрыше. Его постоянная жизнерадостность как бы подчеркивает трагизм и нелепость окружающей обстановки.

Время действия романа охватывает несколько десятилетий, от начала до середины XX века. В последних по времени написания новеллах Искандер создал яркий сатирический портрет Сталина. Он наделил его традиционными чертами тирана и показал античеловеческую сущность тоталитарного режима.

Давление цензуры привело к тому, что писатель принял участие в знаменитом сборнике «Метрополь». Там была напечатана его повесть «Маленький гигант большого секса,В яркой физической форме писатель рассказал в ней о любовных приключениях героя, в котором легко угадывались черты Лаврентия Берии.

Правда, и здесь повесть вышла с купюрами. В то время в стране уже нарастал новый культ, шла скрытая подготовка к фактической реабилитации Сталина, поэтому все аллюзии были изъяты и даже образ главного героя претерпел изменения. Из всесильного номенклатурного работника он превратился в скромного фотографа одного из советских учреждений.

Но даже после такой основательной переделки повесть Фазиля Абдулловича Искандера увидела свет только в 1988 году под названием «О, Марат!»

В семидесятые годы писатель работает над циклом повестей о маленьком герое Чике. Внешне он походит на героя рассказов Фазиля Искандера о детстве, но все же это совершенно иной персонаж — обобщенный образ человека определенной формации.

Автор выступает здесь в роли сказителя, повествующего о жизни своего народа на примере одного из его представителей. Взгляд на мир глазами ребенка нужен Искандеру для того, чтобы восстановить утраченное единство мира, «возвратиться к первичной разумности».

К этому циклу примыкает повесть «Дерево детства», в которой писатель впервые в своем творчестве обращается к приемам мифологизированного повествования. Образ старого дерева, которое растет во дворе дома, ассоциируется здесь с традиционным мифологическим образом «мирового дерева», соединяющего землю и небо, будущее и прошлое, жизнь отдельного человека и историю человечества.

В другой своей повести-сказке «Джамхух — сын оленя» писатель пытается показать образ «естественного человека» глазами нашего современника. Герой Фазиля Искандера непобедим потому, что силу противостоять злу он черпает в мудрости предков, народной морали.

Несколько иначе писатель использовал старинный миф в романе «Кролики и удавы», где он становится сюжетной основой. Автор ведет своеобразную игру-угадайку с читателем. Он рассказывает о фантастической стране, жизнь в которой построена на страхе и лжи. Условная форма позволяет Искандеру рассказать о порочных основах любой неправедной власти и показать, что действительно свободное общество можно организовать только на началах правды, добра и справедливости.

Тему власти, Фазиль Абдуллович Искандер рассматривает во многих своих произведениях. Но особенно ярко она звучит в последнем цикле, над которым писатель продолжает работать и в настоящее время. В повестях «Морской скорпион» и «Сумрачной юности цвет» Искандер рассказывает о судьбе современного интеллигента. Писатель видит в нем потомка своих чегемских героев. Такие скрытые связи позволяют ему показать незыблемость той системы ценностей, которую он защищает.

Своеобразным итогом размышлений писателя на данную тему стали его повести «Думающий о России» и «Американец». В последнее время Фазиль Искандер работал над книгой «Человек и его окрестности». Первые рассказы из нее были изданы еще в 1993 году, но писатель каждый год добавляет к ним новые части. Искандер продолжает писать и стихи, они публикуются в журналах, выходят отдельными сборниками.

Наконец писатель получил официальное признание и у себя на родине. В 1989 году за роман «Сандро из Чегема» ему была присуждена Государственная премия СССР. Он является также лауреатом Пушкинской премии (Германия) и Международной литературной премии «Москва-Пенне», которую получил в 1996 году в Италии. Есть у него и еще одна, самая заветная награда — общественная премия имени Андрея Сахарова «За мужество в литературе». Он удостоился ее в 1991 году.

Сейчас по книгам Фазиля Абдулловича Искандера ставятся фильмы, которые идут на больших экранах и по телевидению. Это «Воры в законе» (1988), «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным» (1990) и «Маленький гигант большого секса», где актеры В. Гафт и Г. Хазанов блестяще передают игровую стихию прозы писателя.

Умер 31 июля 2016 г. (87 лет)