Ги де Мопассан

(1850-1893) французский писатель-реалист

Анри Рене Альбер Ги де Мопассан родился в Нормандии недалеко от городка Турвиль-сюр-Арк. Его отец происходил из старинного лотарингского дворянского рода. Он рано оставил семью, едва узнал сына, хотя и не ссорился с ним.

Детство Мопассана прошло в Нормандии, в имении матери Лауры Ле Пуатвен, принадлежавшей к кругам нормандской интеллигенции. Ее брат, Альфред Ле Пуатвен, был талантливым поэтом-романтиком, а писатель Гюстав Флобер — другом детства. Лаура Ле Пуатвен была женщиной незаурядной, широко образованной. Она знала древние и новые языки, любила поэзию и сохранила дружеские отношения с талантливейшими людьми своего времени. Своим даром рассказчика, Ги де Мопассан был обязан матери. На протяжении всей жизни в поисках сюжетов он обращался именно к ней. Она была первой духовной наставницей писателя и до самой его смерти — неизменной советчицей и первым литературным критиком его произведений.

В воспитании Мопассана большую роль сыграли не только культурные традиции семейства Ле Пуатвенов, но также и обычаи его родины — Нормандии. Ги де Мопассан рос со своими сверстниками, детьми рыбаков и крестьян. Он говорил на их наречии, знал их обычаи и с детства усвоил жизненную философию нормандцев: жизнь такова, как она есть; природа сурова и враждебна. Нужно быть реалистом и не быть доверчивым. Мопассан считал, что страдание в жизни неотвратимо. Поэтому как писатель он станет пессимистом и насмешником.

Ги рос крепким, смелым ребенком, мечтавшим о путешествиях, любил долгие прогулки на шлюпках. С детства он гордился своей выносливостью и силой. Тринадцати лет его отдали в духовную семинарию, откуда он вскоре был исключен. В 1867 году Ги де Мопассан поступил в руанский лицей, где с увлечением занимался поэзией. По окончании лицея его приняли на факультет права. Но в том же 1870 году он был призван в армию, так как началась франко-прусская война (1870—1871), закончившаяся поражением Франции. Будучи рядовым солдатом, на собственном опыте Мопассан познал тяготы войны и горечь поражения и оккупации родины прусскими войсками. Владевшие им тогда чувства вылились позже в цикл новелл о франко-прусской войне.

Война разорила семью Мопассана. Он был вынужден искать заработок и поступил на службу мелким чиновником сначала в морское министерство, потом в министерство народного просвещения. Для литературы оставались вечера. Ги де Мопассан вел активный образ жизни, полной забав и удовольствий. Он много путешествовал, занимался спортом, не будучи писателем-затворником, как Флобер, который руководил литературной учебой Мопассана с 1873 по 1881 год. Флобер преподал ему первые уроки литературного мастерства, проверял его, давал советы. Это он приучил Мопассана относиться к работе писателя не как к божественному вдохновению, но как к кропотливому труду мастера. Флобер ввел его в литературную среду, проложил ему путь в журналы, познакомил с Тургеневым. Он оказал огромное влияние на Ги де Мопассана и как писатель, и как человек.

В 1877 году Флобер ввел его в литературный кружок, образовавшийся вокруг писателя-натуралиста Эмиля Золя. В 1880 г. Золя издал сборник «Меданские вечера», куда вошли рассказы, написанные им и его друзьями. Здесь же была опубликована новелла «Пышка» — первое произведение, под которым Мопассан поставил свое настоящее имя. «Пышка», которую Золя назвал «шедевром, произведением совершенным по нежности, иронии и смелости», сразу же принесла славу писателю.

С 1880 г. Ги де Мопассан занимается только литературой. За десять лет, с 1880 по 1890 год, в период от тридцатилетия писателя до его сорокалетия, он создает шестнадцать сборников новелл, шесть романов («Жизнь», «Милый друг», «Монт-Ориоль», «Пьер и Жан», «Сильна как смерть», «Наше сердце»), три книги путевых заметок и очень много газетных и журнальных статей. Слава его была всемирной, так как он сразу же стал одним из наиболее переводимых на другие языки французских писателей. Мопассан стал богатым, и на его содержании были разорившаяся мать и больной брат.

Но у писателя все больше стали проявляться симптомы психического заболевания, унаследованного от матери. В 1892 году после попытки самоубийства, Ги де Мопассан был помещен в клинику, где умер в июле 1893 года. Незадолго до смерти он сказал: «Я вошел в литературу как метеор, я уйду из нее как удар грома».

Новеллы Мопассана принесли писателю славу превосходного рассказчика. В основе его рассказа лежит происшествие, вполне обыденное, возможное в каждодневной жизни: ожидание богатого дядюшки из Америки, который должен поправить скудное благосостояние семьи, но который сам оказался жалким нищим («Мой дядя Жюль»); потеря фальшивого ожерелья, за которую пришлось заплатить многими годами труда и лишений, погубившими молодость и красоту героини («Ожерелье»). Персонажи новелл чаще всего самые обыкновенные люди: нормандские крестьяне и рыбаки, чиновники, мелкие рантье, разорившиеся дворяне, вынужденные служить, чтобы прокормить семью. Иногда происшествие заканчивается веселым фарсом, но чаще всего история завершается драмой или подлинной трагедией. Новеллы часто проникнуты печалью, грустной насмешкой над несчастными и нескладными людьми, заслуживающими лучшей доли.

Около двадцати новелл посвятил Ги де Мопассан франко-прусской войне и связанным с ней проблемам — ответственности правительств за войны, стремлению буржуа нажиться на бедствиях родины, трагедиям и героизму втянутого в войну простого человека («Пышка», «Два приятеля», «Папаша Милон», «Старуха Соваж» и др. ).

Ги де Мопассан публиковал первые свои новеллы в популярных французских газетах «Голуа», «Жиль Блас», «Фигаро» и др. Рассказ должен был быть коротким, как ежедневная газетная публикация, в 250—300 строк. Это требовало предельной ясности и точности изложения. Мастерство Мопассана-новеллиста — это искусство короткого, живого, занимательного рассказа с неожиданным концом, раскрывающим суть истории.

Драматургичность новелл Мопассана обусловила возможность их инсценировки во многих французских театрах, а также воплощения впоследствии их сюжетов средствами кинематографа.

Первым пропагандистом творчества Ги де Мопассана в России был Иван Сергеевич Тургенев, а реалистическое мастерство писателя высоко ценили Антон Чехов, Александр Куприн, Максим Горький.