Гауф, Вильгельм

(1802-1827) немецкий поэт и прозаик

За свою короткую жизнь Вильгельм Гауф создал три романа, новеллы, сказки и сборник лирических стихотворений. Он вошел в историю литературы в то время, когда вся Германия зачитывалась сочинениями немецких романтиков. И, естественно, его собственная творческая манера не могла не сложиться под их влиянием. Правда, впоследствии у некоторых критиков сложилось о нем мнение как о мастере, скорее владеющем стилевой манерой других авторов, нежели своей собственной.

Вильгельм Гауф родился в Штутгарте, центре земли Швабия. Он был младшим сыном одного из руководителей городского магистрата. Получив традиционное для своего времени домашнее образование, Вильгельм поступил в закрытую монастырскую школу, так как отец хотел, чтобы его сын стал священником.

После окончания школы Вильгельм становится студентом богословского факультета Тюбингенского университета. Однако его истинные интересы находились в совершенно другой области.

Еще в школе он увлекся старинными немецкими преданиями и легендами и стал сочинять по их подобию собственные песни и сказки. В дальнейшем на формирование его интересов оказала влияние сама атмосфера университета, считавшегося признанным центром изучения литературы и культуры немецкого Средневековья. В студенческие годы Вильгельм Гауф с увлечением занимается также историей.

Он без всяких признаков интереса сдает экзамены по богословию, не увлекается никакими специальными предметами. А летние месяцы проводит в поездках по окрестностям, продолжая собирать сказки и песни. Интерес к литературе оказался настолько сильным, что, получив диплом бакалавра богословия, Гауф отказывается от карьеры священника. Это приводит к разрыву отношений с семьей.

К этому времени он публикует свое первое крупное произведение — первую часть романа «Мемуары сатаны» (1825), в котором сатирически изобразил профессоров и преподавателей своего университета. Сам Гауф считал свое первое произведение ученическим и не скрывал, что оно написано как подражание «Фаусту» Гёте.

Чтобы обрести источник средств для существования, Вильгельм Гауф становится домашним учителем в семье одного из своих университетских товарищей. Одновременно он продолжает собирать фольклор и время от времени публикует в местных газетах собственные обработки народных сказок.

Особое влияние на него оказали поездки по Европе. Вместе со своим воспитанником Гауф отправляется в путешествие по городам Франции, а затем посещает Голландию и города Северной и Центральной Германии. На обратном пути он специально заезжает в Кассель, где встречается с известным фольклористом Якобом Гриммом. Так постепенно формируется его собственное отношение к народному творчеству.

Во время поездки по Германии, Вильгельм Гауф собирает материал для романа «Лихтенштейн», посвященного событиям крестьянской войны начала XVI века. Основой сюжета становится предание о любви рыцаря Георга фон Штурмфедера к девушке Мари из враждебного рода Лихтенштейн. Гауф наслаивает сюжет о Ромео и Джульетте на реальные исторические события. Вместе с вымышленными героями в романе действуют исторические персонажи — немецкий гуманист Ульрих фон Гуттен и вождь повстанцев Зикингем. Особое место в произведении занимают старинные легенды и предания, которые рассказывает Волынщик из Хардта. В его уста писатель вложил собранные им во время путешествий тексты.

После возвращения из путешествия, Вильгельму Гауфу приходится покинуть своего воспитанника. Он пламенно влюбился в его сестру, и семья отказала ему от места.

К этому времени он уже был достаточно известен в литературных кругах, и ему не пришлось долго искать новое место работы. Издатель В. Котт приглашает Гауфа руководителем литературного отдела издаваемой им газеты «Утренний листок для образованных сословий».

Вильгельм Гауф поселяется в Штутгарте и полностью посвящает себя работе критика и литературной деятельности. В 1826 году он завершает роман «Мемуары сатаны» и передает издателю трехтомное собрание «Сказки для сыновей и дочерей знатных сословий». Первые два тома антологии вышли при жизни писателя, а третий был опубликован в 1828 году. Во вступительной статье писатель представлял свое понимание фольклора. Гауф полагал, что форма альманаха позволяет глубоко и всесторонне раскрыть особенности сказки.

Собрание сказок Вильгельма Гауфа состояло из трех циклов. Первый цикл назывался «Караван», в нем автор объединил обработки сказок народов Востока. Наряду с фольклорными произведениями сюда были включены и обработки сюжетов из сборника «Тысяча и одна ночь».

Во втором цикле — «Александрийский шейх и его невольники» — преобладают новеллистические сюжеты. Гауф использовал несколько восточных повестей, переведенных на немецкий язык. Антология завершалась циклом «Харчевня в Шпессарте», где Гауф опубликовал собственные обработки немецких преданий и легенд, объединив их общим сюжетом.

Вильгельм Гауф далеко не всегда называл свои произведения «сказками». Чаще он именовал их «историями» или «рассказами». Ведь даже в известных сказках о Халифе-аисте или маленьком Муке фольклор занимает подчиненное место и служит лишь средством организации сюжета. Однако именно вмешательство волшебных сил помогает героям добиться исполнения их желаний. Соединение условного и фантастического было одним из проявлений романтического стиля.

Иногда Вильгельм Гауф соединял вместе несколько сюжетов. В сказке «Холодное сердце» швабское предание о стеклянном человечке контаминируется со старинной шварцвальдской легендой о злом великане, который похищал у людей сердца и вставлял вместо них камни.

Иногда писатель использовал для создания одного произведения сюжеты сказок разных народов. В сказке «Стендфольдская пещера» он соединяет шотландскую легенду и немецкое предание.

Вильгельм Гауф мастерски строит сюжеты своих произведений. Они изобилуют неожиданными поворотами, незаметными переходами от реальности к вымыслу. При этом мы всегда слышим голос рассказчика, представляющего своих героев и в то же время ненавязчиво посмеивающегося над ними.

Гауф считал, что точная психологическая мотивировка поступков героев не характерна для сказки. Поэтому он наделяет своих героев традиционными для сказки постоянными признаками: они выступают носителями ума, храбрости, глупости, доброты, жадности, влюбленности.

Параллельно со сказками, Вильгельм Гауф работал над новеллами. Первым опытом стала новелла «Отелло», в которой дается его собственная версия известного со времен Уильяма. Шекспира сюжета. Однако сам писатель быстро отказывается от заимствованных сюжетов. В остальных новеллах он создает совершенно оригинальные коллизии.

Последним произведением Гауфа стала повесть «Фантасмагории в Бременском винном погребке». В ней писатель рассказывает историю жизни нескольких героев, собравшихся отпраздновать годовщину святой Розы, покровительницы рейнских вин. Повинуясь воле рассказчика, каждый из персонажей знакомит слушателей со своей жизнью. Писатель ведет своих персонажей по своеобразной тропинке памяти, на этом пути реальное прошлое чередуется с вымыслом.

Повесть должна была открыть новый цикл произведений. Но осенью 1827 года Вильгельм Гауф неожиданно скончался от острого менингита. Своей семьи у него не было.