Фолкнер, Уильям Катберт

(1897-1962) американский писатель

История и легенды американского Юга не только стали материалом для всех произведений Уильяма Фолкнера, но и во многом определили его жизнь. Его прадед, Уильям Катберт Фолкнер, был известным писателем, со временем в городе, где он жил, была поставлена его статуя. Кроме того, он являлся одновременно владельцем крупного банка и погиб типично по-американски — был застрелен в упор своим политическим соперником.

Отец будущего писателя был чужд писательскому ремеслу, большую часть жизни проработал инспектором в университете штата Миссисипи. Там и прошло детство его четырех сыновей, старшим из которых был будущий известный писатель Уильям, названный в честь деда.

Согласно обычаям американского Юга, воспитанием детей в семье занималась темнокожая нянька Каролина Бар. Она стала самым близким другом маленького Билли. Позже многие ее рассказы стали основой новелл Уильяма Фолкнера.

Уильям научился читать еще до того, как пошел в школу, а в тринадцать лет уже писал стихи. Тогда же он влюбился в первый и единственный раз в своей жизни. Дочь соседей Эстел Олдхем была его возлюбленной и отчасти музой. Именно ей посвящены ранние стихотворения Фолкнера.

В школе Уильям сразу же был признан лучшим рисовальщиком. Мать даже собиралась отдать его учиться живописи. Однако сам Уильям внезапно сменил увлечения, и его страстью стала литература. Узнав, что писатель должен испробовать разные профессии, он ушел из школы и поступил в банк, основанный его дедом. Там он проработал несколько лет.

Неизвестно, как сложилась бы его дальнейшая судьба, вполне вероятно, что он стал бы продолжать карьеру служащего. Но тут неожиданно банк лопнул, и семья Фолкнеров практически оказалась без средств к существованию. Уильям тяжело переживал случившееся еще и потому, что ему сразу же отказали родители Эстел, которые не хотели, чтобы их дочь связывала свою судьбу с бедняком.

Но несмотря на все препятствия, молодые люди продолжали встречаться еще долгое время. Потом по настоянию отца Эстел все-таки должна была выйти замуж за другого. Узнав об этом, Уильям Фолкнер решил отправиться в Европу, где в то время шла Первая мировая война. Прочитав в газете о наборе в канадское летное училище, он сразу же отправился в Торонто и вскоре начал учиться на летчика. Правда, через полгода война закончилась, и училище закрыли.

К тому времени, Уильям Катберт Фолкнер получил чин лейтенанта, что давало ему право на демобилизацию. Вернувшись в Миссисипи, он поступил в университет на факультет французского и испанского языков. Родители его лишними средствами не располагали и не могли помочь сыну. Ему приходилось содержать себя самому, и он постоянно подрабатывал, сменив множество профессий: работал в книжной лавке, был университетским почтмейстером, воспитателем в школе скаутов. Но и в университете он себя не нашел и в 1920 году бросил учебу, так и не закончив курса.

Общаясь с детьми, Уильям Фолкнер впервые ощутил в себе способности рассказчика. Он начал писать рассказы, но по-прежнему продолжал считать себя поэтом и в 1925 году опубликовал первый сборник стихов «Мраморный фавн». Критика встретила его прохладно: стихи и в самом деле были неважные. Тогда же известный критик Шервуд Андерсон прямо сказал молодому автору, что он должен писать только прозу. Фолкнер переехал в Новый Орлеан, где в то время жил Андерсон, и начал работать над романом «Солдатская награда», рассказывающим о событиях Первой мировой войны. Прочитав рукопись, Андерсон нашел ее интересной и передал роман своему издателю.

Пока рукопись готовили к публикации, Уильям Катберт Фолкнер отправился в Европу. Однако Старый Свет ему не понравился, и он вскоре вернулся в США. Оказалось, что роман, как и стихи, также не пользуется успехом, но Андерсон убедил своего молодого друга продолжать писать. Он же подсказал Фолкнеру мысль описать те места, где он родился и провел детство. Так появился роман «Москиты» (1927), действие которого происходило в вымьциленном городке Джефферсон, расположенном в округе Иокнапатофе. В период работы над романом Уильям Фолкнер вновь начал встречаться с Эстел Олдхем, которая к тому времени разошлась с мужем. После оформления развода они смогли пожениться и с тех пор практически не расставались. У них родились две дочери — Алабама, умершая в 1931 году, и Джилл.

«Москиты» также не принесли Уильяму Фолкнеру популярности, но он уже не мог существовать вне творчества. Следующий роман — «Сарторис» (1929) — открыл серию произведений, посвященных истории-двух семей — Компсонов и Сарторисов. В братьях Сарторисах Фолкнер во многом воплотил черты своих родственников. Наиболее же удачным героем цикла стал прокурор Гевин Стивене, от лица которого часто и велось повествование. Этот персонаж переходил из романа в роман и представлял читателям героев. Роман был отмечен критиками, но не принес Фолкнеру практически никакого дохода, поскольку в США в это время начиналась Великая депрессия.

Чтобы содержать семью, Уильям Катберт Фолкнер устроился работать на городскую электростанцию. Там в долгие ночные смены он писал роман «На смертном одре» (1930), после выхода которого известный американский писатель К. Эйкен прислал автору восторженное письмо. Вдохновленный его отзывом, Фолкнер всего за три недели написал новый роман «Святилище» (1931), в котором героиня мстит изнасиловавшему ее гангстеру. Роман стал бестселлером в США и в том же году вышел во французском переводе с предисловием, написанным известным писателем А. Мальро.

Теперь Уильям Фолкнер наконец смог оставить работу и заняться только литературным творчеством. По приглашению руководителей кинокомпании «Метро-Голдвин-Майер» он на несколько лет переезжает в Голливуд, где пишет киносценарии для фильмов, которые снимались по его рассказам. Одновременно он работает над новым романом своего цикла «Илон» и выпускает несколько сборников рассказов. Их также переводят на французский язык, и Фолкнер постепенно становится известным европейскому читателю.

Но, как говорят, радость и беда всегда ходят рядом. Как раз в это время внезапно погибает его любимый брат Дин. Потеря явилась тяжелым потрясением для писателя, поскольку брат на протяжении многих лет являлся его основным литературным агентом.

Однако известность уже не позволяла ему остановиться на полдороге. Издательство «Рэндом-хаус» предлагает Фолкнеру пожизненный контракт в обмен на право первой публикации всех его произведений.

Теперь Уильям Фолкнер навсегда расстается с нуждой и вместе с женой поселяется в усадьбе Роуэн-Оук. Отсюда писатель то и дело отправляется работать в Голливуд, поскольку киностудии оспаривают друг у друга права на экранизацию его произведений.

В то время ему легко пишется, один за другим он выпускает несколько романов, в которых рассказывает о жизни в небольшом городке Джефферсон. В сущности, Уильям Катберт Фолкнер стал автором одного из первых в американской литературе романных сериалов, поскольку читатели забрасывали его письмами с просьбой рассказать о дальнейшей судьбе героев. В центр повествования в своей «южной эпопее» («Деревушка», «Город», «Особняк») он поставил судьбу Сноупсов, жестких дельцов, чья деятельность разрушала патриархальные устои Юга.

Писатель не был обделен профессиональным признанием. Начиная с 1936 года, практически каждый роман Фолкнера получал престижную награду Америки — Пулитцеровскую премию. В 1949 году ему была присуждена Нобелевская премия по литературе. Правда, только после этого к писателю пришло подлинное признание на родине, он получил медаль Холуэлса — высшую награду, которую может получить американский писатель.

После получения Нобелевской премии Уильям Фолкнер на несколько лет остался в Европе. Он поселился в Париже, где написал сценарий франко-американского фильма «Страна фараонов». Со съемочной группой этой картины он совершил путешествие в Египет, а затем вернулся на родину.

Хотя к этому времени его здоровье было серьезно нарушено из-за пристрастия к алкоголю, он ни на один день не прерывает работу и вскоре выпускает заключительные романы своего цикла «Город и особняк». После их выхода Фолкнер объявил о прекращении литературной деятельности и стал профессором литературы в университете штата Виргиния. Он проработал там пять лет и был вынужден оставить преподавание после травмы, вызванной падением с лошади. Она оказалась для него роковой: всего через две недели писатель скончался от инфаркта в клинике штата Миссисипи.