Ершов Петр Павлович

(1815-1869) русский писатель

Первая треть девятнадцатого века стала временем пробуждения общественного интереса к фольклору и народной культуре. В разных городах России появляются этнографические журналы, организуются общества знатоков местной старины. Даже в гимназиях выходят сборники рассказов и стихов, с которых начался творческий путь многих известных писателей. Одним из них и был Петр Павлович Ершов.

Его детство прошло в том самом Березове, где провел свои последние годы Меншиков, а также жили другие ссыльные петровские вельможи В. Долгорукий и А. Остерман.

Отец Петра Ершова служил капитан-исправником. Он был разносторонне образованным человеком и с ранних лет стремился привить тягу к знаниям двум своим сыновьям — Петру и Николаю. В Березове, Петр прожил до двенадцати лет, пока семья не переехала в Тобольск, где будущий литератор и поступил в гимназию.

В Тобольске он не только учился, но и собирал сибирские сказки, пословицы и поговорки. Поэтому после окончания гимназии он уже знал, кем станет в будущем. Петр отправился в Петербург, где поступил на философско-юридическое отделение университета. Вскоре к нему приехал отец с младшим братом. В университете Ершов впервые начал печататься, вначале в рукописном журнале А. Майкова «Подснежник», а затем и в популярном литературном журнале «Библиотека для чтения».

В 1832 году он начал работать над первым крупным произведением — сказкой «Конек-Горбунок». Первая часть сказки была представлена в виде курсовой работы и получила восторженный отзыв профессора П. Плетнева. Он стал инициатором публикации текста сказки в журнале «Библиотека для чтения», а также познакомил начинающего поэта с А. Пушкиным и Василием Жуковским. Прочитав сказку Петра Ершова, Пушкин написал автору: «Теперь этот род сочинений мне можно оставить».

Но Петр Ершов не был доволен своим произведением и неоднократно подвергал его текст переработке. Лишь через много лет, в 1856 году, текст сказки наконец приобрел тот вид, с которым знаком современный читатель. Тем не менее, уже при жизни автора, сказка разошлась во множестве изданий и стала самым популярным произведением Петра Павловича Ершова.

Секрет популярности заключается в том, что писатель соединил мотивы и образы русского фольклора со стилистикой лубочной повести. Последняя всегда была связана с разнообразными приключениями героев и носила откровенно развлекательный характер. В то же время в русской лубочной повести всегда присутствовал и элемент сатиры, поэтому ряд выводов Ершова, носящих откровенно оценочный характер, сразу же становился афоризмами.

Закончив университет в 1834 году, писатель хотел стать профессиональным литератором. Это было время Александра Афанасьева, В. Даля, П. Киреевского - известных русских собирателей и пропагандистов народной культуры. Однако скоропостижная смерть отца, а вслед за ним и брата вынудили Петра Ершова отправиться в Тобольск, к матери.

В 1836 году Петр Ершов стал инспектором Тобольской гимназии, где и прослужил до своей отставки. В 1857 году он был назначен директором Тобольской гимназии. Одним из его учеников был первооткрыватель периодического закона Дмитрия Менделеев. Позже, будучи крупным ученым, Менделеев способствовал переизданию сказки Ершова.

Переехав в Сибирь, писатель не прерывает литературного творчества, он ежегодно путешествует, записывая сказки, легенды, былички. В своих поездках он знакомится с ссыльными декабристами — В. Кюхельбекером и В. Штейнгелем. Но особенно тесные отношения завязываются у него с И. Пущиным. Известно, что тот передал Петру Ершову для публикации два стихотворения Пушкина, адресованные декабристам.

Свои сочинения и собранные фольклорные тексты Ершов регулярно посылает в Петербург, где они печатаются в журналах «Современник» и «Библиотека для чтения». На основе собранных текстов он пишет и собственные произведения — поэму «Сузге», пьесы «Суворов и станционный смотритель», «Фома-кузнец». Но все эти произведения не пользовались такой популярностью, как «Конек-Горбунок». Только отдельные его стихи, переданные В. Жем-чужникову, были приняты и вошли в сочинения Козьмы Пруткова.

Петр Павлович Ершов иронически писал своему другу, объясняя успех сказки: «На «Коньке-Горбунке» воочию сбывается русская пословица — не родись ни умен, ни пригож, а родись счастлив. Вся моя заслуга в том, что мне удалось попасть в народную жилу». О распространенности сказки свидетельствует и то, что ее устный пересказ был включен А. Афанасьевым в знаменитое собрание «Народные русские сказки».

Любопытно, что ее оценки в критике оказались диаметрально противоположны читательскому мнению. Одни обвиняли Ершова в чрезмерной натуралистичности, а другие, как, например, Белинский, считали «Конька-Горбунка» «простонародной подделкой, уводящей читателя от серьезной литературы». Однако сказка оказалась настолько популярной, что уже в 1864 году на сцене Императорских театров был поставлен одноименный балет. Музыка была написана композитором Сен-Леоном. Балет остался не замеченным критикой. Но поставленный много позже балет Стравинского «Жар-птица», поистине обессмертил героев Петра Ершова, введя их в европейскую культуру.

В последние годы жизни писатель вновь овдовел и жил вместе со своей падчерицей, на руках которой и умер. Сказка же о Коньке-Горбунке продолжала жить. Она была переведена на многие иностранные языки и породила массу подражаний.