Джон Апдайк

(род. в 1932 г. ) американский писатель

Джон Апдайк родился в семье учителя в маленьком городке Шиллингтон. Вскоре семья переехала на ферму, где Джон, единственный ребенок, жил с родителями, бабушкой и дедом, от которого унаследовал увлечение журналистикой. Через газеты в дом проникали ветры большого мира. Писатель постоянно воспоминает о том, что отец в годы кризиса был безработным и страшно бедствовал. В 10 лет Джон, в разгар Второй мировой войны, играл в партизаны. Эти две исторические вехи - кризис и война - определили развитие подростка.

После окончания Гарвардского университета и художественной школы в Англии. Джон Апдайк работал штатным обозревателем журнала «Нью-Иоркер». В 1954 г. он опубликовал сборник стихов «Деревянная курица», а в 27 лет издал роман о старости - «Ярмарка в богадельне». В томительно-однообразной жизни богадельни, сулящей старикам только неизбежность смерти, один день в году бывает праздником - это день ежегодной ярмарки. Приезжают горожане с детьми, играет оркестр, продают цветы. К празднику готовятся, ждут его с нетерпением, а потом долго о нем вспоминают. Старики сыты, одеты, но они одиноки и в старости у них нет никаких надежд. Таков удел человека, неизбежный итог жизни.

Роман «Кролик, беги» (1960) - драматическая история о неудавшейся жизни «среднего» американца. Прозвали его Кроликом еще в детстве, потому что тренер по бейсболу понукал его криком: «Беги, кролик, беги!» В 26 лет герой был классным спортсменом, звездой баскетбола. Но теперь его подвиги забыты, и он чувствует себя прочно застрявшим на обочине жизни. Уныние главного героя проистекает из разных причин: тут и нелады с женой Дженис, опьяняющей себя вином и телевизором, и несолидная для его лет работа в рекламе кухонных принадлежностей, и общее ощущение социальной неприкаянности. Он выделяется среди прочих не только ростом баскетболиста, но и сложностью душевной жизни: рвется, мечется по кругам несвободы. Но из клетки нет выхода. Он бежит из дома, но возвращается, узнав, что жена в родильном доме. Рождение дочки ничего не меняет. Муж и жена чужие друг другу. В итоге происходит страшная беда: пьяная мать, пытаясь искупать девочку, топит ее. Автор и осуждает своего героя, и во многом сочувствует ему. Здесь Джон Апдайк обращается к вечным проблемам бытия, не только к социальным причинам. Гарри Энгстром (Кролик) протестует и в силу общей «тоски существования», от разлада между упованиями юности и моральными и психологическими обязательствами зрелого возраста.

Ведущий мотив сборника рассказов «Голубиные перья» (1962) - мотив трудной памяти, возвращения к детству, родителям, школе, первой любви, первым сомнениям в разумности мироздания.

Роман «Кентавр» (1963) - одно из самых причудливых и печальных произведений американской литературы. Он построен на сочетании мифа и реальности. Провинциальный учитель Джордж Колдуэлл возвращается к своему прошлому как к страшному сну. Талантливый и благородный, он беспомощно добр, бессилен и несчастен в мире зла. Он боится своих распущенных и отвратительных учеников, превратившихся в парнокопытных в стойле. Боится директора, потакающего отвратительным издевательствам учеников над учителем. Директор школы превращается в Зевса-громовержца. Мир тонет в хаосе жестокости, цинизма, злости, коварства, и спасение его в том, что есть, хоть и попираемая, доброта таких Колдуэллов.

Джон Апдайк остро чувствовал современность. В 1971 г. он опубликовал роман «Исцелившийся кролик», в котором показал трансформацию своего прежнего жалкого и мятущегося героя в солидного консерватора, почтенного обывателя. Но жизнь сталкивает его с «хиппи» - бунтарями, настроения которых отразили протест молодежи в Америке 60-х гг. И рушится мирное существование ура-патриота, защитника существующего порядка.

Обретение главным героем нравственных и жизненных опор стало лейтмотивом еще двух частей апдайковской тетралогии - «Кролик разбогател» (1981) и «Кролик успокоился» (1990).

Драматические истории, представленные Джоном Апдайком, - это фрагменты американской жизни во всей полноте обнаженности, написанные талантливо, без докучливой назидательности.