Чейз, Джеймс Хедли

(настоящее имя — Рене Брабазон Реймонд)

(1906-1985) английский писатель

Время между двумя мировыми войнами справедливо называют «золотым веком» в истории мирового детектива. В это время в литературу вошла целая плеяда блестящих мастеров детективного жанра — Агата Кристи, Артур Конан Дойл, Жорж Сименон. Видное место в этом ряду занимает и английский писатель, большая часть произведений которого опубликована под псевдонимом Джеймс Хедли Чейз.

Он родился в семье процветающего бизнесмена и получил прекрасное образование, сначала домашнее, потом школьное, закончив знаменитый Королевский колледж. Однако в университет Джеймс Чейз не поступил: его родители внезапно расстались, каждый из них завел свою семью, и юноша оказался предоставленным самому себе. Поэтому уже в восемнадцать лет ему пришлось думать о хлебе насущном.

Джеймс Чейз сменил множество профессий и наконец устроился продавцом в оптовый книжный магазин. Там он случайно встретил одного из знакомых отца, который помог ему получить место редактора в журнале королевских военно-воздушных сил. Там Чейз и начал заниматься литературным творчеством. За несколько выходных он написал роман «Нет орхидей для мисс Блендиш».

Джеймс Чейз не скрывал, что первая его книга носила подражательный характер. Он использовал стилистику знаменитого романа Уильяма Фолкнера «Святилище». Роман заметили, это вдохновило молодого писателя, и не прошло и года, как он написал свое следующее произведение — «Двенадцать китаез и женщина». Вторая книга практически одновременно вышла в Англии и США.

В обоих произведениях действовал один и тот же герой — частный детектив Дейв Феннер. Джеймс Чейз блестяще закрутил замысловатый сюжет. Любопытно, что действие всех его романов происходит в Америке, где писатель побывал лишь в преклонном возрасте, съездив ненадолго в Майами и Новый Орлеан. Основные сведения об американском быте он брал из газет, журналов, подробных географических карт и различных справочников. Придумывая диалоги своих героев, Джеймс Чейз использовал специальные словари диалектов разных районов, из таких же специальных словарей брал и ненормативную лексику.

После войны он покидает правительственную службу и начинает заниматься только литературной работой. Его произведения расходятся огромными тиражами, многие из них переводятся на европейские языки. Чейз обретает стабильное положение.

В конце сороковых годов писатель переехал в Швейцарию, где и прожил оставшуюся жизнь. Правда, он почти ежегодно отправлялся в путешествия, но в Англию так никогда и не вернулся. Джеймс Хедли Чейз не любил шумную городскую жизнь, да и немало страдал от внимания журналистов.

«Моя работа — писать книги для широкого круга читателей. Для тех, кто читает меня постоянно, предисловия не нужны. Все, что они хотят, — это добротное чтение. Именно это я и стараюсь дать им».

Неприязнь к журналистам, по-видимому, была вызвана тем, что они часто его критиковали, в большей степени из-за того, что некоторые из его героев издевательски обращались с женщинами. Хотя сам Чейз считал, что, если его книги имеют устойчивый спрос, он вовсе не должен реагировать на то, что о нем пишут. Более того, он не обязан декларировать свою позицию в интервью.

В отличие от большинства других классиков детектива, Джеймс Чейз не любил сосредотачиваться на одном постоянном герое. У него около десятка серийных персонажей. Любопытно, что по профессии они журналисты, страховые агенты, бывшие агенты или помощники адвокатов. Ведь эти люди в силу своей профессии могут проникнуть везде, куда не попадет обычный человек.

Вместе с читателем они ломают голову над очередной детективной загадкой. На страницах книги постепенно проходит весь процесс расследования. Вместе с тем сюжетные ходы переплетаются между собой, ложные отступления в сторону запутывают читателя, поэтому развязка всегда наступает неожиданно. Писатель тяготел к постоянным персонажам, добиваясь их максимальной психологической выразительности. Форма повествования от первого лица позволяла добиться соучастия читателя в расследовании.

Кроме детективов Джеймс Хедли Чейз писал боевики, а также приключенческие романы. Правда, подписывал он их другими псевдонимами, в частности, использовал имя Р. Маршалла. Всего же он опубликовал около 80 книг.

Писатель тщательно изучал опыт своих современников. В цикле романов о приключениях бывшего разведчика М. Керидена заметно влияние Я. Флеминга. Хотя, в отличие от Бонда, Кериден не увлекается техническими новинками, больше полагаясь на собственные силы. По воле автора герой попадает в совершенно немыслимые переделки, из которых, правда, всегда выходит победителем.

Очень часто герои Джеймса Чейза ведут расследование в экзотических местах, совмещая опасную работу с путешествиями. Наиболее известен из этой серии произведений «Перстень Борджиа», где несколько героев совершают увлекательное путешествие по африканским джунглям, чтобы найти сокровище, находящееся в тайном убежище миллионера-калеки.

В некоторых романах Джеймса Чейза уголовное расследование вообще отсутствует. Сюжет развивается как цепь приключений героев. В этих случаях писатель использовал стилистику романа тайн. Интересно, что часто в названии он зашифровывал будущий сюжет или конфликт своих произведений («Мертвые молчат», «Смеется тот, кто смеется последним», «Считай себя покойником», «Ты только отыщи его... »). Чейз любил емкие и афористичные заголовки: «Весь мир в кармане», «Лучше бы я остался бедным», «Запах денег». Блестящее владение сюжетной основой привлекало к нему внимание и со стороны профессионалов. Лучшим романом Чейза французский писатель Ф. Мориак считал «Однажды летним утром».

Многие романы Джеймса Хедли Чейза экранизированы. Но писатель скептически оценивал кинематографическое воплощение своего творчества, считая, что если книга интересна, то читатель не пойдет смотреть фильм: ведь он уже распутал тайну.