Боккаччо, Джованни

(1313-1375) итальянский писатель

В мировую культуру Боккаччо вошел в основном как автор знаменитого «Декамерона». Книги, как и люди, имеют свою репутацию. Есть репутация и у «Декамерона». Спросите о нем у любого человека, не очень глубоко знакомого с историей культуры, и он скорее всего скажет, что это книга о разных любовных похождениях, причем в основном монахов и проходимцев.

Можно сказать, что человечество удержало в своей памяти очень важную сторону знаменитой книги. Но только одну сторону. Были у нее и другие. Например, прямое выражение и защита высокого гуманистического идеала, защита человеческих добродетелей, благородства и великодушия, мужества и терпения. Вообще, книга эта многообразна и показывает человеческие отношения с разных сторон. По аналогии с «Божественной комедией» Данте итальянцы давно уже назвали «Декамерон» «человеческой комедией».

Боккаччо был младшим современником Петрарки. Вместе с ним он стал великим основоположником гуманистической культуры европейского Возрождения. Однако к гуманизму Возрождения великий итальянец пришел своим путем.

Джованни Боккаччо родился во второй половине 1313 года в Чертальдо, небольшом городке под Флоренцией. Некоторые источники указывают, что он родился в Париже. Но история о рождении его в Париже - такая же легенда, как и версия о королевском происхождении его возлюбленной Фьямметты. Джованни был сыном купца Боккаччо ди Келлино, связанного с богатейшими банкирскими домами Барди и Перуцци.

Около 1330 года Боккаччо поселился в Неаполе, где по настоянию отца изучал сперва коммерцию, а затем каноническое право. Ни купца, ни юриста из него не получилось. Его увлекала только поэзия. Именно в Неаполе, в окружении короля Роберта Анжуйского, Боккаччо стал поэтом и гуманистом. Он с жадностью читал Вергилия, Овидия, Тита Ливия и Апулея, меньше занимался филологией, но очень хорошо знал и чувствовал поэзию Данте, французские рыцарские романы и народные былины - кантари.

Главным, однако, были не книги. К гуманистическому открытию мира и человека Боккаччо пришел не столько в результате нового прочтения классиков, сколько под влиянием непосредственного восприятия самой действительности. Для юного флорентийца Неаполь стал окном в яркий и авантюрный мир Средиземноморья - в мир Гомера, арабов, морских разбойников и купцов-мореплавателей, тоже нередко промышлявших корсарством. Соприкосновение с этим миром заставило будущего писателя по-новому задуматься над ролью, которую играют в жизни человека ум, великодушие, мужество, судьба, случай, а также привило ему любовь к романтике, которая составила одну из самых привлекательных сторон его будущих произведений. Неаполь выбил Боккаччо из проторенной колеи сословного уклада и открыл ему глаза на реальную жизнь простых итальянцев.

При дворе короля Роберта он встретил Марию Д'Акви-но, которую под именем Фьямметты («Огонек») прославил во многих произведениях. В Неаполе прошел большой период творчества Боккаччо. Здесь, помимо многочисленных стихотворений, воспевающих Фьямметту, и поэмы «Охота Дианы», написанной под влиянием дантовской «Новой жизни», он создал роман в прозе и две большие поэмы - «Филострато» и «Тезеида», связанные с итальянскими обработками античных сюжетов и французских рыцарских романов. В XIV-XV вв. эти произведения пользовались огромной популярностью и сыграли важную роль в формировании новой итальянской литературы.

В 1340 году Боккаччо пришлось вернуться во Флоренцию по настоянию разорившегося отца. Однако торговые операции его по-прежнему не увлекали. Он продолжал заниматься поэзией и постепенно втянулся в общественную и политическую жизнь родного города. Боккаччо был первым гуманистом на службе у Флорентийской республики. В середине XIV века он стал одним из ее авторитетнейших дипломатов. Именно флорентийский народ - «пополо» - с его жизненными, общественными, а также эстетическими идеалами помог Боккаччо в полной мере постичь жизнь. Его повседневный быт, интересы и привычки отразились в повести «Фьямметта», написанной в 1343 году.

Вершина творчества писателя - «Декамерон» - был написан в 1350-1353 годах. Это самая ранняя из великих книг литературы Нового времени. Она появилась раньше «Гаргантюа и Пантагрюэля», раньше «Дон Кихота». Она была написана на заре европейской цивилизации. И вместе с тем «Декамерон» и сейчас абсолютно живая книга.

То, что это произведение появилось так рано, вызвано особенностями итальянской истории. Появление великой литературы в конечном счете всегда является откликом на великие исторические события, знаменующие возвышение нации, важным шагом в ее историческом развитии. Так, ликвидация феодальной раздробленности, укрепление центральной власти и превращение Англии во владычицу морей породили Шекспира и его плеяду.

То же произошло в Италии, которая в XIII-XIV веках выдвинула Данте, Петрарку и Боккаччо. За два века до этой литературной эпохи итальянские города нанесли поражение феодалам и превратились в независимые города-коммуны, жизнь которых носила свободный и демократический характер.

Критики Боккаччо пытались доказать, что «Декамерон» подрывает устои религии и морали. Возражая лицемерным критикам, автор говорил, что при желании непристойности можно обнаружить даже в Библии. Он специально оговаривал, что его новеллы не предназначены для погрязших в ханжестве бюргеров и их жен - для тех, «кому надо читать «Отче наш» либо испечь пирог или торт своему духовнику».

В качестве сюжетного материала Боккаччо в равной степени использовал анекдоты, составлявшие значительную часть городского фольклора, и религиозно-нравоучительные «примеры», которыми уснащали проповеди прославленные служители церкви, а также французские фаблио и восточные сказки, «Метаморфозы» Апулея и устные рассказы современных ему флорентийцев. Все эти повествования оформлены как рассказы семи девушек и трех юношей, которые решили покинуть пораженный чумой город и насладиться общением друг с другом в одном из близлежащих поместий.

Главным в «Декамероне» оказались новые идеи. Это не сборник разрозненных рассказов, а цельное, внутренне законченное произведение. Флоренция в нем - не условное место действия. Это настоящая Флоренция XIV века, с ее социальным укладом, с ее людьми, среди которых встречаются известные мастера культуры, с ее оставившими память событиями. К их числу относится ужасная эпидемия чумы, обрушившаяся на «лучший город во всей Италии» в 1348 году и унесшая огромное количество человеческих жизней. С подробного описания чумы Боккаччо и начинает свою книгу.

С замечательной откровенностью повествует он о делах католического клира и особенно охотно - о монашеской братии. В средневековой новеллистике у него были предшественники, но он превзошел их силой и яркостью своего смелого дарования. Вопросы догматические автора не интересовали. Его привлекала только жизнь в ее многообразии. И, конечно, Боккаччо не был бы Боккаччо, если бы в самом своем значительном произведении не отвел достойного места земной человеческой любви. Любовь в «Декамероне» не только буйство плоти, это - большое чувство, способное преобразить человека, поднять его на значительную высоту. О силе и стойкости любви повествуют многие новеллы «Декамерона» . Для героев Боккаччо без сильной любви нет подлинной жизни на земле. При этом среди причин, ведущих к трагической развязке, особое место занимает сословное и имущественное неравенство.

Со страниц «Декамерона» на читателя смотрела живая Италия, многоликая и многоцветная. Из всех итальянских городов Боккаччо особенно охотно описывает Флоренцию и Неаполь. Они ему хорошо известны, с ними связано многое в его жизни. Наслаждаясь беседами и поэзией, рассказчики «Декамерона» продолжают жить слаженной общественной жизнью. Смех, радостное жизнелюбие и свобода, царящие в созданном ими обществе, возникли не потому, что в зачумленной Флоренции пал авторитет как божеских, так и человеческих законов, а, напротив, потому, что, вопреки чуме, «республика поэтов» сохраняет верность нормам общечеловеческой морали. Общество рассказчиков «Декамерона» связано и с вполне реальным Боккаччо, и с современной Флоренцией.

В «Декамероне» писатель обогнал свой век. Книга имела колоссальный успех и была почти сразу переведена на многие языки. Над ней хохотали во Флоренции, Лондоне и Париже. В Италии ее проклинали с церковных кафедр, что только усиливало ее популярность. Жанр сборника коротких рассказов после Боккаччо стал невероятно популярным во всей европейской литературе, но прежде всего в Италии.

С приближением старости впечатлительный и неуравновешенный писатель, испытывая страх перед смертью, стал придавать большее значение вере и церковным обрядам. Однако творчество позднего Боккаччо не дает оснований сказать, что его миропонимание серьезно изменилось. Об этом говорит и его общность с другим великим гуманистом - Франческо Петраркой, дружба с которым достигает в эти годы вершины.

Произведения, написанные Боккаччо по-латыни, менее оригинальны и интересны, чем его ранняя поэзия и «Декамерон». Наибольшее значение из всех латинских сочинений Боккаччо для дальнейшего развития литературы Ренессанса во всей Европе имел обширный трактат об античной мифологии - «Генеалогия языческих богов» (1350-1363). Вызвали интерес и его трактаты «О знаменитых женщинах» и «О несчастиях знаменитых людей».

В последний период своего творчества Боккаччо сохранил интерес к народному языку и к народной культуре даже в ее самых непосредственных фольклорных проявлениях. В последние годы самоотверженность писателя и его умение предварять грядущее направление мыслей проявилось в трудах о Данте, положивших начало новому литературоведению.

Боккаччо всегда ценил гений Данте. Он стал автором первой биографии великого поэта, написал комментарий к 17 песням «Божественной комедии». Примерно за год до своей кончины, в октябре 1373 года, писатель получил от Флорентийской коммуны поручение прочесть публичные лекции о бессмертной поэме Данте. Боккаччо читал их в церкви Сан-Стефано до января следующего года, когда болезнь вынудила его отказаться от этого.

Умер Боккаччо в Чертальдо 21 декабря 1375 года. На надгробии писателя написано: «Занятием его была благая поэзия». Гуманизм творчества Джованни Боккаччо неистребим, как сама жизнь. Интерес к «Декамерону» и другим произведениям великого итальянского писателя существовал вчера, существует сегодня и будет существовать завтра.