Андреев Леонид Николаевич

(1871-1919) русский прозаик и драматург

Среди таких современников Андреева, как М. Горький, И. Бунин, А. Куприн, трудно найти писателя, о котором бы существовали столь разноречивые суждения. Его с одинаковой легкостью называли то реалистом, то символистом. В то же время Леонид Николаевич Андреев был необычайно популярным писателем и по тиражам своих произведений занимал второе место после Горького. Последний называл Андреева «одним из самых своеобразных и замечательных художников».

Леонид Андреев родился в Орле в семье землемера. Состоявшая из шестерых детей семья не отличалась особым достатком, а после смерти отца и вовсе обеднела. Леониду пришлось помогать матери: давать уроки, рисовать по заказу, работать в губернском земельном училище. Его отношения с матерью были совершенно особыми: он называл ее «неизменным полувековым другом», посвятил ей пьесу «К звездам».

В 1891 году Андреев поступает на юридический факультет Петербургского университета. Однако нужда не оставляет его, и, чтобы заработать, он пишет рассказ «В холоде и золоте» о голодном студенте, который публикует в журнале «Звезда». Так состоялось первое выступление будущего писателя в печати. В студенческие годы он сочинял все что мог, вплоть до газетных объявлений, давал уроки. Леонид Николаевич Андреев не раз обращался за помощью в «Общество нуждающихся студентов», а в 1892 и 1894 годах в состоянии депрессии даже пытался покончить с собой. В 1893 году он был отчислен из университета за неуплату за обучение.

В 1895 году семья Андреевых перебирается в Москву, и в 1897 году ему наконец удается закончить университет. После этого он становится помощником присяжного поверенного, одновременно сотрудничая в газете «Курьер». Первой газетой, где были напечатаны очерки и рассказы Андреева, стал «Орловский вестник». В то время молодой литератор много рисовал, некоторые из его работ будут выставлены в 1913 году на «Выставке независимых», где получат одобрительную оценку И. Репина и Н. Рериха.

Как и многие писатели той поры, Андреев шел традиционным путем - от небольших форм до повестей и романов. Он, очевидно, и сам понимал, что его первые литературные опыты не имеют особой художественной значимости, поэтому подписывал свои очерки и фельетоны псевдонимами.

Как писатель Андреев состоялся в 1898 году, когда вышел его пасхальный рассказ «Бергамот и Гараська». С этого времени объектом изображения Андреева становится быт социальных низов; он возрождает пушкинскую традицию и выводит в своих произведениях «'маленьких людей», в которых сохранилось гуманистическое начало.

Рассказы были объединены в первый сборник, который вышел в 1901 году и закрепил за Андреевым известность реалистического писателя.

Он относится к художникам трагического и пессимистического мироощущения. Поэтому Андреева лучше читать ясным днем, а не холодными дождливыми осенними вечерами. Его герои часто совершают самоубийство, как это описано в произведениях «Рассказ о Сергее Петровиче» и «Молчание», дети выглядят маленькими старичками: «Петька на даче», «Ангелочек». Вместе с тем в его произведениях есть и скрытая интрига, действие развивается достаточно напряженно, описания всегда продуманы и дополняют действие или характер героя. Иногда же они, напротив, посвящены волнующей писателя философской проблеме, что проявилось в таких рассказах, как «Стена», «Бездна» или «Мысль». Ведь Андреев в свое время серьезно увлекался не только близкими русскому интеллигенту идеями Л. Толстого, но и теориями А. Шопенгауэра, Ч. Дарвина и М. Нордау.

Постепенный отход от реалистического лагеря, разрыв с литературными обществами «Среда» и «Знание» можно объяснять разными причинами. Среди них и желание заняться экспериментаторством, и стремление к большей известности. Писатель обращается к драматургии. Начиная с 1905 года он почти ежегодно пишет по пьесе - «К звездам» (1905), «Жизнь человека» (1907), «Царь Голод» (1908), «Анатэма» (1909), «Океан» (1910).

С другой стороны, Андреев проходит через увлечение революционными событиями 1905 года, создав рассказы «Губернатор», «Рассказ о семи повешенных» и «Тьма». Он прячет в своей квартире революционеров и бомбы, а потом, с закатом революционных событий, так же резко отстраняется от этой деятельности.

В его личной жизни тоже происходят перемены: после родов умирает любимая жена, и писатель впадает в депрессию. Он с трудом, постепенно восстанавливает душевное равновесие, а в 1908 году вновь женится и продолжает обустраивать дом на Черной речке.

Большие перемены происходят и в творчестве писателя. Леонид Николаевич Андреев активно осваивает драматургические жанры, он пишет самые разные пьесы - социально-философские, психологические, символические. Хотя они и носят явно антибуржуазный характер, подрывать устои общества Андреев вовсе не собирался. Его пьесы интересны прежде всего экспериментальным театрам: так, знаменитая философско-аллегорическая трагедия «Жизнь человека» была поставлена В. Мейерхольдом в Театре В. Комиссаржевской. Провозглашенную Андреевым пьесу «театр панпсихе» «Екатерина Ивановна» (1912) принял для постановки В. Немирович-Данченко.

Причина такой разностильности в творчестве Андреева скорее всего заключается в том, что писателю было тесно в рамках одной эстетической системы. Поэтому для него реализм и символизм оказывались равно интересными. С другой стороны, его пьесы предназначались не только для постановки, но и для чтения. В России постепенно возникает новая драма, основанная на бытовых коллизиях и в то же время несущая в себе огромный подтекст. Андреев вместе с Горьким и Чеховым был среди ее создателей.

Проза Андреева, написанная в XX веке, также отличается своей откровенной гиперболизацией, повышенным вниманием к детали. Андреева считают писателем-экспрессионистом, спорят о правомерности новой творческой манеры. Наиболее интересны в этом плане такие произведения Андреева, как рассказ «Красный смех» (1905) и повесть «Жизнь Василия Фивейского» (1904). Автор не стремился воспитывать и поучать, он просто представляет свою авторскую точку зрения, которую его читатели могут или принять, или отвергнуть.

Успех Андреева продолжал расти. В 1907 году он получил литературную премию имени Грибоедова, перед Первой мировой войной вышло его восьмитомное собрание сочинений. Еще до его завершения начинается публикация семнадцатитомного собрания сочинений, которое после смерти писателя продолжит его вдова, но уже за пределами нашей страны. В России же собрание сочинений Андреева начало выходить в конце восьмидесятых годов и до сих пор не завершено.

В годы Первой мировой войны, Леонид Николаевич Андреев продолжает исследовать тему раздвоения человеческой личности, прозвучавшую в его первом романе «Сашка Жигулёв» (1912). Писатель становится на сторону тех, кто поддерживает империалистическую войну, не отдавая себя отчета в том, что все войны губительны для человеческого сознания.

После Октябрьской революции он избирает своим местожительством Финляндию, где находится его дача. Вместе с другими своими соседями, в частности известным художником И. Репиным, также не захотевшим вернуться на родину, писатель практически оказался в творческой изоляции. Известно, что Андреев публично обращался к американскому президенту Вудро Вильсону с призывом спасти Россию от красного террора. Он планировал занять пост министра пропаганды в белогвардейском Северо-Западном правительстве. Как вспоминал впоследствии сын Андреева Вадим, «для белой эмиграции Андреев оказался слишком революционной фигурой».

Не состоялась и его попытка прочитать лекции в Америке, чтобы обеспечить семью или, по крайней мере, поддержать ее на некоторое время. Правда, в Америку он не поехал по совсем другим причинам.

В 1919 году Леонида Николаевича Андреева не стало: сказалась наследственность - перешедшая от отца склонность к алкоголизму. Хотя он и боролся с запоями, все же беспорядочный образ жизни, который Андреев вел в юности, привел его к ранней смерти от разрыва сердца.

Долгое время в России не знали о смерти писателя. Получив печальное известие, сразу же откликнулись, издав в память о нем специальный сборник воспоминаний.