Лепешинская Ольга Васильевна

(род. в 1916 г. ) русская балерина и педагог

Балетное дарование обычно проявляется рано, и Ольга Лепешинская не была исключением из правил.

Она родилась в Киеве в семье известного инженера-мостостроителя. Родители ждали сына, поэтому и воспитывали Ольгу как мальчика. Так сформировался ее достаточно решительный и твердый характер.

С раннего детства Ольга была погружена в мир музыки. Родители хотели, чтобы она была профессиональным музыкантом, но отличные физические данные девочки заставили их изменить решение, и они отдали ее в Московское хореографическое училище.

Лепешинская Ольга Васильевна училась у известного танцовщика А. Чекрыгина и еще школьницей танцевала детские партии в балете «Лебединое озеро».

С 1933 года творческая судьба балерины связана со сценой Большого театра. Первая большая работа Лепешинской — партия Лизы в балете А. Крейна «Тщетная предосторожность» — была сделана вместе с известным балетмейстером А. Горским. Он впервые определил амплуа Лепешинской как острохарактерной танцовщицы. Действительно, ее своеобразная пластика, острая отточенность каждого жеста в сочетании с яркой экспрессией прыжков и вращений придавали каждой партии неповторимую окраску и своеобразный колорит.

Ольга Лепешинская обладала прекрасной техникой, которая всегда придавала ее ролям особую энергию. Ей прежде всего удавались сложные вращения, и поэтому любимой партией балерины была Китри в балете Л. Минкуса «Дон Кихот». Но такая виртуозная техника была результатом колоссальной работы, которую актриса проводила в репетиционном зале.

Уже в первые годы выступлений, Ольга Лепешинская танцует ведущие балетные партии как классического, так и современного репертуара. Она была первой исполнительницей партии Суок в балете «Три толстяка» А. Оранского, который поставил И. Моисеев.

Своеобразие творческой индивидуальности Лепешинской проявлялось и в том, что она никогда не копировала традиционную хореографию. Вместе со своими партнерами, ведущими танцовщиками Большого театра П. Гусевым, А. Мессерером, В. Преображенским, она заново переосмысливала хорошо известные образы. Ольга Лепешинская внесла особую экспрессию, чеканную отточенность каждого движения даже в классическую и давно устоявшуюся трактовку партии Одетты-Одиллии из балета «Лебединое озеро».

Во время войны балерина много выступала в составе фронтовых бригад артистов. Ее постоянным партнером в те годы был известный танцовщик М. Габович.

Несмотря на постоянную занятость в концертных бригадах, она продолжала репетировать и еще до конца войны подготовила партию Золушки в одноименном балете Сергея Прокофьева. В день Победы Лепешинская выступала с концертом в освобожденной Варшаве. Всего за время войны балерина подготовила три сольные программы.

После войны, Ольга Васильевна Лепешинская осваивает новые для нее балетные жанры. Она исполняет партию Лизы в комедийном балете «Барышня-крестьянка» Б. Асафьева, а также танцует цикл хореографических миниатюр, поставленных Л. Якобсоном.

Но вскоре в жизни Лепешинской начинается полоса неудач. Во время премьеры балета Р. Глиэра «Красный мак» балерина сломала ногу и на несколько месяцев была прикована к постели. В 1951 году был арестован ее муж. Лепешинская пыталась его спасти, но все ее попытки натыкались на стену безразличия. А через несколько месяцев ей сообщили, что муж расстрелян. Но балерина все-таки нашла в себе силы и вернулась к исполнительской деятельности. Начиная с 1946 года Ольга Лепешинская много гастролирует по разным странам вместе с А. Мессерером и Г. Улановой.

В середине пятидесятых годов она вышла замуж за генерала А. Антонова, но не перестала выступать. Лепешинская исполняла ведущие партии в нескольких новых постановках— балетах К. Караева «Тропою грома», А. Юровского «Алые паруса», Б. Асафьева «Медный всадник».

До 1963 года Ольга Васильевна Лепешинская успешно танцевала на сцене Большого театра и только после смерти своего второго мужа покинула сцену. Она была в хорошей физической форме и могла продолжать танцевать, но врачи запретили ей резкие движения из-за начавшейся болезни глаз.

Ольга Лепешинская стала балетмейстером-репетитором и за последующие три десятилетия подготовила много талантливых танцовщиц. В их числе были Н. Павлова, Л. Семеняка, другие ныне ведущие артисты Большого театра, которые составляют гордость русского балета.

Сама Лепешинская говорит, что способности педагога она открыла в себе случайно. В середине шестидесятых годов ей делали операцию на глазах в Италии. Выйдя из клиники, она некоторое время провела в санатории и одновременно занималась с ученицами в римской Академии танца.

Результаты занятий оказались настолько успешными, что Ольгу Лепешинскую начинают приглашать в балетные школы разных стран. Она работала с солистами немецкого, шведского, австрийского балетов, преподавала в Лондонской академии балета.

По ее инициативе в Москве был проведен международный конкурс артистов балета. И она была бессменным председателем оргкомитета конкурса вплоть до 1989 года. В 1992 году знаменитая балерина организовала независимый конкурс балета имени Сергея Дягилева.

Несмотря на свой преклонный возраст, Лепешинская Ольга Васильевна старается внести посильный вклад в развитие русского балета и в настоящее время является президентом Российской хореографической ассоциации.