Картье-Брессон, Анри

(род. в 1908 г.) французский фотограф

С именем Анри Брессона связано становление профессиональной фотожурналистики. Он был первым человеком, в руках которого фотокамера стала средством передачи информации, а фотосъемка — искусством.

Анри Картье-Брессон родился в Париже и намеревался стать художником. Он учился живописи и даже работал ассистентом у известного кинорежиссера Жана Ренуара, сына знаменитого художника. В возрасте 27 лет отправился в Западную Африку, и эта поездка изменила его жизнь. Во время путешествия Картье-Брессон сделал множество фотографий и понял, что именно фотография является его истинным призванием . Он понял, что фотография может стать таким же средством самовыражения, как кисть художника. В 1933 году состоялась его первая выставка фотографий. С тех пор он осветил в своих фоторепортажах многие величайшие события, происходившие в мире. Кроме того, он является автором множества книг, в которых рассказывает об искусстве обращения с камерой.

Картье-Брессон оказался одним из немногих фотографов, которые старались доказать, что фотография — это не просто приложение к газетному сообщению. Именно благодаря его деятельности фотография стала признанным жанром искусства.

В тридцатые годы он много путешествовал по всему миру, но Вторая мировая война застает его во Франции. Анри Картье-Брессон снимал падение Парижа, горе, охватившее французов. Позже он был арестован нацистами, но бежал и оставшуюся часть войны провел в рядах французского Сопротивления.

После окончания войны Картье-Брессон снова начинает путешествовать и выпускает целый ряд альбомов с черно-белыми фотографиями. Его снимки сохраняют естественное развитие жизни, выхватывая из нее один какой-то момент. Фотограф никогда никого не заставлял специально позировать перед объективом и не устраивал постановочных, как их теперь называют, съемок. Брессон пользовался только черно-белой пленкой и портативной фотокамерой. Он редко прибегал и к сложному фотографическому оборудованию, которое предпочитают другие фотографы.

Анри Картье-Брессон считал, что художник должен уметь запечатлевать быстротекущие мгновения жизни, из которых и состоит история. Один из его альбомов, опубликованный в 1952 году, так и назывался: «Decisi e Moment» (Решающие мгновения).