Лихачев Дмитрий Сергеевич

(1906-1999) русский ученый-литературовед, общественный деятель

Имя Дмитрия Сергеевича Лихачева известно каждому жителю России, и многие назовут его защитником русской культуры, символом русской интеллигенции XX века.

Дмитрий Лихачев родился в Петербурге, где его отец работал инженером-электриком. В 1915 году будущий ученый поступил в гимназию, которую закончил уже после революции, в 1923 году. В том же году он начал учиться в Петроградском университете, причем сразу на двух отделениях — славянорусском и романо-германском, у таких крупных филологов, как будущий академик В. Жирмунский и крупнейший исследователь творчества Н. Некрасова В. Евгеньев-Максимов.

Однако судьбу Лихачева как ученого определила работа в семинаре профессора Д. Абрамовича, где он занимался историей литературы Древней Руси. Поэтому, заканчивая университет, Лихачев написал сразу две дипломные работы: одну — официальную — по творчеству У. Шекспира, а вторую — по литературе XVI века.

После окончания университета ему не сразу удалось заняться научной работой. Только через десять лет он стал сотрудником Института русской литературы (Пушкинского дома), пройдя в нем путь от младшего научного сотрудника до заведующего отделом.

Первые шаги Лихачев сделал в должности ученого корректора издательства Академии наук, где готовил к печати издание труда академика А. Шахматова «Обозрение русских летописных сводов». Можно смело утверждать, что подобная работа оказалась настоящей удачей, поскольку Лихачев представил широкому читателю национальное достояние, свод сведений о важнейших областях жизни людей России XII века.

Работа над книгой Шахматова, определила тему кандидатской диссертации Дмитрия Сергеевича Лихачева «Новгородские летописи XII века», которую он успешно защитил в 1941 году. Те же самые проблемы легли в основу и докторской диссертации ученого, посвященной литературным формам русского летописания. Завершением этой работы стала подготовка первого в истории русской науки перевода «Повести временных лет» на современный русский язык. Лихачев дал в руки исследователей бесценный источник по истории и культуре Руси — ведь раньше летопись была доступна лишь специалистам, владеющим старославянским языком. Это издание, вышедшее в серии «Литературные памятники», стало материалом для нескольких десятков исследований специалистов самых разных областей знаний — историков, лингвистов, искусствоведов.

Проведенные исследования позволили ученому осознать тот факт, что древнерусскую литературу необходимо изучать в контексте всей истории русской культуры, поскольку ее особенности проявляются и в иконописи, и в приемах оформления архитектурных памятников, и в прикладном искусстве.

Через несколько десятилетий подобный подход будет блестяще реализован в его книгах «Человек в литературе Древней Руси» и «Поэтика древнерусской литературы».

В начале пятидесятых годов в сферу научных интересов Лихачева вошла работа над «Словом о полку Игореве». Первым результатом стало издание книги в серии «Литературные памятники», а своеобразным завершением — фундаментальная энциклопедия в пяти томах, в которой как бы подводились итоги изучения «Слова» в XX веке.

Участвуя в разработке «Истории культуры Древней Руси», Лихачев впервые отметил значение книги как составной части повседневной жизни древнерусского человека. К ней обращались как к источнику знаний, книга становилась руководством в практической деятельности и даже объектом поклонения, средством общения между народами: ее дарили как символ расположения, давали в приданое, меняли на оружие и коней.

С этим исследованием связано и обращение Лихачева к древнейшему русскому фольклору домонгольского периода. Опираясь на содержащиеся в различных памятниках фрагменты фольклорных текстов, он смог реконструировать устное народное творчество давно минувшей эпохи.

Впервые в русской науке, Дмитрий Сергеевич Лихачев показал, что фольклор существовал на Руси всегда и его приемы широко использовались в процессе становления литературы, такое взаимодействие было необходимо для обновления поэтических приемов и создания новых форм.

Важной сферой научных интересов Лихачева всегда была текстология, приемы работы ученых с литературными памятниками. В фундаментальном труде «Текстология», ставшем итогом многолетней работы, он показал, что это самостоятельная научная дисциплина, которой необходимо обучать студентов.

Выдающиеся научные достижения ученого были увенчаны его избранием в 1970 году действительным членом Академии наук СССР, Лихачев также являлся почетным доктором Оксфордского, Эдинбургского и многих других зарубежных университетов и академий.

Обычно жизнь Лихачева представляют себе достаточно ровной и спокойной, протекавшей в тиши кабинетов и библиотек. На самом деле ученый на собственной судьбе испытал все катаклизмы и трагедии XX века.

В 1938 году, как и многих других представителей интеллигенции, его арестовали и отправили в Соловецкий лагерь особого назначения. Потом Лихачев, правда, был освобожден по состоянию здоровья, но испытать ему довелось многое. Все пережитое ученый изложил в своих воспоминаниях «Раздумья» и в «Письмах о добром и прекрасном», где размышляет о судьбе интеллигенции в эпоху войн и революций, а также тоталитарного режима.

Много сил Лихачев отдавал общественной деятельности. Он был одним из организаторов Общества охраны памятников истории и культуры и некоторое время являлся его председателем.

Лихачев Дмитрий Сергеевич был известен и как пропагандист русской истории. Он участвовал в создании целого ряда документальных фильмов, где непосредственно обращался к потомкам с призывами сохранять культурное наследие. Именно поэтому он пишет не только о литературе, но и о культуре вообще. Ему принадлежит уникальный труд «Поэзия садов», в котором он воссоздает историю развития садово-паркового искусства XVIII века.

Лихачеву довелось многое пережить и в личной жизни. Трагически погибла его дочь, видный искусствовед. А сам он всю жизнь боролся как с болезнью, так и с людским непониманием, сохраняя высокую энергию духа, помогавшую ему выстоять и не потерять интерес к жизни.