Кандинский Василий Васильевич

(1866-1944) русский живописец, график, педагог и общественный деятель

В истории культуры мало найдется других таких художников, чьи смелые экспериментаторские поиски были признаны еще при жизни. Более того, критики двух стран — России и Германии — до сих пор не пришли к единому мнению относительно того, где же все-таки были созданы его основные картины.

Василий Васильевич Кандинский родился в семье коммерсанта. Родители будущего художника сами интересовались искусством и не мешали сыну заниматься рисунком, живописью, музыкой. Для него это было и досугом, и увлечением. В детские годы с помощью своей тети Василий познакомился с культурой и бытом простого народа, что впоследствии найдет отражение в его творчестве.

Из-за болезни отца семья переехала в Одессу, где мальчик и закончил гимназию. Как и многие его сверстники, он мечтал о том, что будет приносить пользу своему отечеству. Поэтому Василий и поступил на юридический факультет Московского университета, где занимался на кафедре политической экономии и статистики под руководством профессора А. Чупрова. Тот заметил способности юноши и предложил ему остаться на кафедре, чтобы подготовиться к защите диссертации. Через три года Василия Кандинского пригласили занять должность доцента в Дерптском (Тартуском) университете.

Однако он и в студенческие годы продолжал интересоваться живописью, посещал выставки, работал в типографии, где печатались цветные репродукции. В то время все громче заявлял о себе модернизм — эклектичное направление искусства, вбиравшее в себя культуру многих стран и народов. Оно отличалось и стилевым синтезом, перекличками разных жанров. Кандинского заинтересовала новая художественная форма, поэтому наряду с живописью он увлекается также декоративным искусством, театром и музыкой. Всю свою жизнь он будет стремиться к открытию законов синтеза, созданию некоего универсального искусства.

Наконец он решает сделать окончательный выбор в пользу искусства и едет учиться в русскую колонию в столице Баварии — Мюнхене. В те годы Германия и Франция были своеобразной Меккой, собиравшей творческую молодежь со всего мира.

Сразу по приезде в Германию, Василий Васильевич Кандинский поступает в школу-мастерскую словенского художника А. Ажбе. Он проходит хорошую школу анатомического рисунка. Но главным итогом его творческого развития становится знакомство с современной европейской школой живописи. Закономерно, что, находясь под влиянием импрессионистов и группы «Наби», он в основном рисует пейзажи. Такова картина «Швабинг», где художник впервые использует разнообразные по форме рельефные мазки и одновременно начинает постигать законы цвета.

После импрессионистов он знакомится с живописью А. Матисса.  Василий Кандинский очень близко воспринимает его отношение к композиции «как к искусству размещать отдельные элементы» и перенимает у французского художника его опыты с цветом.

На творческую манеру Кандинского в написании пейзажей немного позже окажут влияние и члены группы «Мира искусства». Именно отсюда придет увлечение национальными сюжетами и описаниями быта, как в картинах «Воскресенье» (1904) и «Пестрая жизнь» (1907).

В начале XX века Василий Кандинский начинает посещать живописный класс Ф. Штука, профессора мюнхенской Академии художеств, слывшего одним из лучших рисовальщиков. Через своего учителя Кандинский знакомится с новым направлением в искусстве — югендштилем. Придерживавшиеся его художники мечтали об искусстве для всех, о возрождении «всеобщей красоты», особое значение они придавали выразительности цвета, линии и ритму. Свою концепцию они реализовывали в тех областях творчества, которые были связаны с повседневной жизнью человека.

Впрочем, увлечение декоративно-прикладным искусством было свойственно многим художникам, чье становление пришлось на начало XX века. Василий Васильевич Кандинский же, поселившись в 1908 году в Мурнау — небольшом местечке близ Мюнхена, и станет реализовывать эти принципы. Он распишет свою виллу народным орнаментом, будет экспериментировать в глине, делать эскизы женских украшений и мебельной фурнитуры. Позже он расширит сферу своей деятельности до оформления интерьеров, росписей по фарфору, моделирования женских платьев.

Но идеи югендштиля были не единственным источником творческой манеры художника. Он продолжает занятия философией, расширяя круг своих интересов. В ранние годы художник был почитателем Фихте и особенно Шеллинга. Теперь же из теософской литературы он берет многие свои термины — «вибрация», «созвучие», «космические лучи», «восхождение».

Василий Кандинский также не упускает случая познакомиться с идеями символизма, расцветавшего в начале XX века

России. В результате появляется очень интересный цикл «Звуки» (1913) — синтез поэтического, музыкального и живописного, 38 поэм с 12 цветными и 54 черно-белыми гравюрами.

Василий Васильевич Кандинский постепенно становится человеком мира, он свободно существует в стихиях сразу нескольких культур. Такому свободному мироощущению скорее всего способствовали и его путешествия. Так, с 1904 по 1908 год он вместе с художницей Г. Мюнтер проехал по странам Европы и Северной Африки.

Самой значительной вехой в жизни Кандинского становится 1910 год. К тому времени он уже известен и во Франции, столице художественного мира, где на выставках 1904 и 1905 годов его работы были отмечены медалями, а в 1906 году на Национальной французской выставке изящных искусств он получает Гран-при. А ведь тогда он делил свои интересы между русским лубком и немецким готическим примитивом.

В 1910 году Василий Кандинский окончательно оформляет свою теорию, которая дала название новому течению в живописи — экспрессионизму. Эту теорию он изложил в книге «О духовном в искусстве». Она была издана в 1912 году и практически сразу же была переиздана в других странах на нескольких европейских языках.

Концепция Василия Кандинского означала переход в новое измерение, когда каждый, кто видит картину, должен составлять на ее основе свое представление. Обычно в пространстве произведения выделялся основной предмет, с помощью цветовых линий и сочных мазков предстояло выразить свое отношение к изображенному. В 1913 году в своих воспоминаниях под названием «Ступени» Кандинский писал: «Тут я выучился не глядеть на картину со стороны, а самому вращаться в картине, в ней жить».

События Первой мировой войны заставляют художника вернуться в Россию. Здесь он начинает активно заниматься организационной деятельностью. Еще в 1901 году Василий Кандинский создал художественное объединение «Фаланга», а при нем — художественную школу, чуть позже он организует и другое объединение — «Синий всадник».

Как в Германии и других странах, так теперь и в России Кандинский организует многочисленные выставки изобразительного искусства. Он также занимается реорганизацией русских художественных музеев, преподает, читает лекции. В 1922 году Василий Васильевич Кандинский уезжает из России, понимая, что здесь не время и не место для воплощения в реальность «великого синтеза». Но он надеется на возвращение и только в 1928 году примет гражданство Германии.

В течение десяти лет, с 1922 по 1932 год, Кандинский преподает в «Баухаузе» (Веймаре и Дессау), руководит одной из своих мастерских и пытается осуществить идею синтеза. Еще до войны он одержал победу над формой, создав свои знаменитые композиции, теперь же старается добиться единения человека и окружающего его пространства.

Но политическая ситуация снова оказалась неблагоприятной для художника. В Германии к власти пришли фашисты, и последние одиннадцать лет Кандинский проводит во Франции. Здесь он оказывается под влиянием набиравшего

силу нового течения в живописи — сюрреализма, основоположником которого был Сальвадор Дали. Правда, Василий Кандинский больше признавал другого представителя этого течения — художника Х. Миро.

В этот период он стал еще больше увлекаться зрелищными формами искусства. Еще раньше, в «Баухаузе», он сочинил либретто балета «Желтый звук» (вместе с композитором Т. Хартманом и танцовщиком А. Сахаровым) и осуществил постановку «Картинок с выставки» Модеста Мусоргского, где соединил пантомиму, музыку, освещение и яркие декорации. Теперь он пробует себя еще и в кинематографе, продолжает заниматься фотографией.

Невероятно колористичный и динамичный художник, Василий Васильевич Кандинский хотел, чтобы у потомков его картины могли «вызвать радостную способность переживать духовную сущность в материальных и абстрактных вещах». Его даже сравнивали с Хиеронимусом Босхом, который также организовал хаос. Но только Босх тяготел к натуралистическому выражению сущности предмета и людей, а Кандинский — к абстракции.

Жизненный путь талантливого художника завершился в декабре 1944 года под Парижем.