Собинов Леонид Витальевич

(1872-1934) русский певец

В историю русской культуры Леонид Собинов вошел как выдающийся певец и реформатор русского вокального искусства. Он показал на своем собственном примере, что певец должен не только исполнять вокальные партии, но и играть серьезные драматические роли.

Леонид Витальевич Собинов родился в Ярославле в небогатой купеческой семье. Его отец был компаньоном крупного ярославского купца-мукомола Полетаева. Несколько раз он пытался завести собственное дело, но каждый раз терпел неудачу. Однако средств хватило на то, чтобы дать всем четверым детям хорошее образование.

Как и в других купеческих семьях, В. Собинов занимался только коммерческими делами, а воспитание детей было полностью доверено жене. Она происходила из богатой купеческой семьи Чистовых и постаралась дать своим детям всестороннее образование.

Еще дома Леонид не только научился читать и писать, но и освоил немецкий и французский языки. В 1881 году он поступил в ярославскую гимназию и уже после первого класса стал одним из лучших учеников. Особенные успехи Леонид проявил в изучении языков.

В семье Собиновых все любили и умели петь, однако вокальные способности Леонида были замечены только в гимназии. Уже в третьем классе он стал запевалой гимназического хора и выступал на всех праздничных концертах. Тем не менее после окончания гимназии Собинов поступил на юридический факультет Московского университета.

Возможно, он не хотел усложнять свои взаимоотношения с семьей, поскольку его отец считал, что Леонид должен получить солидную профессию. Однако уже на первом курсе университета юноша записался в студенческий хор и стал непременным участником всех его выступлений. Работавший с хором композитор Н. Кленовский уже через год сказал Собинову, что с его голосом необходимо специально учиться пению.

Тем не менее Леонид и на этот раз побоялся пойти против воли отца и продолжал сочетать учебу в университете с занятиями в хоре. Когда он перешел на второй курс, в хор обратился руководитель Московского филармонического училища П. Шостаковский. Он собирался ставить оперу П. Масканьи «Сельская честь» и набирал хористов для массовых сцен. Леонид Собинов вошел в число отобранных статистов и после успешного выступления в спектакле получил предложение стать студентом училища. Он согласился и начал заниматься в классе известного певца А. Додонова.

Под его руководством Леонид Собинов настолько быстро усовершенствовал свою вокальную технику, что после окончания первого года занятий был сразу же переведен на третий курс училища. Университет Собинов тоже не оставил и, получив диплом адвоката, начал работать помощником крупнейшего русского юриста Ф. Плевако.

Одновременно с работой в адвокатуре он завершает обучение в филармоническом училище и по совету Додонова начинает выступать в московской Итальянской опере. Обычно в спектаклях Леонид Собинов выступал под псевдонимом и исполнял эпизодические партии. Но :амо пребывание в профессиональном коллективе стало для него необходимой школой. От итальянских певцов он перенимал секреты владения голосом и манеру поведения на сцене. Все это пригодилось ему в будущем.

Как это часто бывает, его способности проявились при неожиданных обстоятельствах. Однажды он заменил исполнителя роли Арлекино в опере Р. Леонкавалло «Паяцы». Леонид Витальевич Собинов спел настолько удачно, что по требованию зрителей трижды бисировал выходную арию.

Но даже после такого успеха Леонид не порывает с адвокатурой, хотя и продолжает серьезные занятия музыкой у известной певицы А. Сантагано-Горчаковой. Под ее руководством он приобрел технику, необходимую для оперного певца и научился пользоваться теми возможностями, которые были даны от природы.

По совету своего педагога Собинов отправляется на пробы в Большой театр. После прослушивания главный дирижер театра И. Альтани не только согласился принять его в труппу, но и предложил ему дебют в опере Ш. Гуно «Фауст», которая тогда как раз готовилась к постановке. Альтани настолько уверовал в способности молодого певца, что выдвинул его на главную роль.

Выступление Леонида Собинова стало настоящим открытием для профессионалов и любителей оперы. После триумфа на сцене Большого театра молодой певец окончательно расстается с юридической практикой и целиком посвящает себя пению. Он начинает с небольших партий — Бояна в опере М. Глинки «Руслан и Людмила», Синодала в опере Антона Рубинштейна «Демон». Но уже в конце сезона ему поручают ответственнейшую роль — Владимира Игоревича в опере А. Бородина «Князь Игорь». Работая над этим образом, Леонид Витальевич Собинов вошел в полную силу как певец и драматический актер.

Следующий, 1888 год стал в его жизни этапным. Певец исполнил партию Ленского в опере Петра Чайковского «Евгений Онегин». Собинов не только дал новую трактовку известной партии, но и показал, что его понимание образа Ленского является в данный момент единственно возможным. Действительно, уникальный по красоте и тембру голос исполнителя великолепно соответствовал музыке Чайковского. Однако новаторское решение Леонидом Собиновым классической роли, вызвало резкую реакцию со стороны руководства Большого театра. Певца обвинили в нарушении традиций, но не смогли запретить ему петь.

Одновременно с работой в Большом театре он начинает петь в частной опере Мамонтова, где становится постоянным партнером Федора Шаляпина. Вместе они совершают несколько гастрольных поездок по России.

В 1901 году Леонид Витальевич Собинов выступает на сцене Мариинского театра и получает предложение исполнить роль Ромео в готовившейся там постановке оперы Ш. Гуно «Ромео и Джульетта». Чтобы собрать необходимый для работы материал, летом 1902 года он уезжает в Италию, где работает под руководством известного дирижера Ч. Росси. Услышав голос Собинова, тот немедленно предложил ему дебютировать на сцене «Ла Скала».

Но Леонид Собинов был связан контрактами с императорскими театрами, поэтому ему пришлось отказаться. Через три года, после окончания действия контрактов, он возвращается в Италию по приглашению директора театра «Ла Скала» Т. Рикорди.

С этого времени начинается его мировая известность. В Италии он прожил четыре года и сыграл все основные партии классического оперного репертуара. Практически с 1903 года Леонид Собинов начинает вести обычную жизнь оперного певца-гастролера. Его постоянной партнершей по сцене становится А. Нежданова. Собинов выступает в Италии, Франции, Испании и только в 1908 году вновь появляется на сцене Большого театра в опере Рихарда Вагнера «Лоэнгрин».

Но даже находясь вдалеке от родины, великий певец не порывает связи с Россией. На его деньги было учреждено общество помощи нуждающимся студентам. Немало сил он отдавал и молодым певцам. Однажды его познакомили с прекрасной исполнительницей русских народных песен Н. Плевицкой. Леонид Витальевич Собинов сразу же увидел ее незаурядные способности и долгое время покровительствовал ей.

В 1910 году он впервые занялся оперной режиссурой. На сцене Большого театра Собинов ставит оперу Джакомо Пуччини «Богема». После триумфальной премьеры его выбирают руководителем Московского филармонического общества. Но в это же время осложняются его отношения с Большим театром. В 1914 году цензурный комитет снимает с постановки оперу Пуччини «Тоска», усмотрев в ее содержании революционную агитацию.

После Октябрьской революции, в конце 1917 года, Леонида Собинова выбирают директором Большого театра. Он находился на этой должности год, сочетая творческую и организационную деятельность, но вскоре отходит от руководства театром, понимая, что при такой нагрузке не сможет продолжать выступления.

Возможно, это решение он принял в связи с предложением Константина Станиславского, который хотел, чтобы Собинов возглавил оперную студию. Там ему удалось осуществить свою мечту — обучение молодых певцов. Наряду с этим Леонид Витальевич и сам продолжал выступать в спектаклях Музыкального театра. Свою творческую деятельность он вел практически до последнего дня жизни. Помимо оперных партий певец мастерски исполнял русские романсы на музыку М. Глинки, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова.

Личная жизнь Леонида Собинова не в пример творческой складывалась не всегда благополучно. Еще в студенческие годы он женился на певице М. Коржавиной, но их брак оказался непрочным. Уже через три года они расстались, и несколько лет Собинов Леонид Витальевич прожил в одиночестве.

Однажды он познакомился с сестрой известного актера П. Садовского, Елизаветой. Молодые люди полюбили друг друга, но узаконить свои отношения не смогли. Лишь в последние годы жизни, после смерти своей первой жены, Леонид Собинов наконец вступил в новый брак.