Петров Николай Арнольдович

(род. в 1943 г. ) российский пианист

В отношении Николая Арнольдовича Петрова журналисты часто используют слово «крупномасштабный», но оно является не только оценкой его творчества. Это слово прежде всего отражает широту натуры музыканта: умение с одинаковым рвением заниматься и музыкой, и общественной деятельностью. Впрочем, оно соответствует и внешности Петрова, который сам себя иронически называет самым крупным пианистом современности.

О начале карьеры пианиста можно сказать одно: сама судьба предназначила ему участь музыканта. Его дед, Василий Родионович Петров, был известным певцом Большого театра, бабушка училась игре на фортепиано в Московской консерватории у пианиста Э. Киппа. Отец Петрова был музыкантом-виолончелистом, а мать прошла хорошую школу исполнительского искусства у пианиста А. Гольденвейзера. Так что Петров не лукавит, когда говорит, что его судьбу определили музыкальные гены.

В 1949 году мальчика отдали в Центральную музыкальную школу, где его педагогами стали Т. Кестнер и Я. Зак. Последний вел Петрова и в консерватории, куда юноша поступил сразу же после окончания школы в 1958 году.

Параллельно с занятиями в консерватории Николай Петров начал участвовать в своих первых конкурсах и в 1961 году уже получил вторую премию на конкурсе имени Вана Клиберна в США. Затем в Брюсселе в 1964 году он стал лауреатом конкурса имени королевы Елизаветы. Победы на столь престижных состязаниях принесли ему известность и открыли возможность для концертной деятельности. Уже тогда критики отмечали феноменальную технику Петрова и называли его атлетом пианизма.

Николай Петров входил в музыкальный мир в то время, когда на музыкальном Олимпе царили выдающиеся исполнители XX века — Святослав Рихтер, Я. Флиер, Э. Гилельс. На их фоне добиться признания, конечно, было нелегко, и Николай Арнольдович Петров занимался буквально сутками, оттачивая технику. В этом деле ему помогает замечательная память и отличные лингвистические способности. Он свободно владеет французским и английским языками, бегло говорит по-польски и по-сербски, может изъясняться на итальянском. Петров постоянно осваивает на слух необходимые ему для общения фразы, да и в родном языке, как, пожалуй, никто другой из музыкантов, умеет видеть красоту и точность.

С 1964 года Николай Петров начинает свою концертную деятельность, а в 1966 году становится солистом Московской филармонии. Как и все остальные музыканты, он много гастролировал, зарабатывая деньги: ведь надо было содержать семью. Но большого состояния на этом он не приобрел, хотя не мог отказать себе в единственной страсти — иметь хорошие автомобили. Они стали для него источником положительных эмоций. Петров даже сыграл эпизодическую роль в фильме П. Тодоровского «Человек в «Мерседесе»» как раз в то время, когда пересел с «Вольво» на «Мерседес» — машину, где ему наконец-то удалось разместиться с невероятным комфортом.

Все же работа в филармонии не приносила полного удовлетворения: Николай Арнольдович Петров мечтал о независимости, хотел совершенствоваться в профессиональном плане, что не всегда удавалось, поскольку надо было выполнять план. Поэтому в конце восьмидесятых годов он выходит из состава Московской филармонии и начинает самостоятельную деятельность. Как однажды сказал сам артист, ему надоело быть «машиной для зарабатывания денег».

Очевидно, этот шаг был вызван и стремлением освободиться от гнета чиновников. Николай Петров до конца испытал на себе неприязненное отношение бюрократов от культуры. На взлете карьеры он четыре с половиной года был невыездным, аналогичные случаи бывали и позже.

Свой репертуар мастер составляет со свойственной ему основательностью. Он любит строить свои программы циклами, обозначая их так: «Все концерты Бетховена» (1997) или «Все концерты Брамса» (1997). За них он первым из музыкантов был удостоен золотой медали Бальзака. Петров считает, что только подобное монографическое исполнение позволяет раскрыть своеобразие творчества композитора. Пианист говорит, что готов играть любую музыку, кроме неэмоциональной. Поэтому он достаточно редко обращается к сочинениям современных композиторов, так как, по его мнению, техническая сторона в них часто превалирует над эмоциональным воздействием музыки.

В настоящее время, впрочем, как и раньше, Николай Арнольдович Петров много выступает с концертами, и все они проходят с аншлагами. Он побывал в большинстве стран мира, но никогда не отказывался поехать с гастролями по российской глубинке. Пианист считает своим долгом ездить всюду, где его музыку будут слушать.

Репертуар Николая Петрова включает самые разные произведения. Сам он больше любит академическую классику, но включает и классические джазовые произведения, как, например, музыку Гершвина и Стравинского, играет сочинения современных композиторов.

В течение многих лет Николай Арнольдович Петров увлеченно собирает изделия из гжельского фаянса и, как все коллекционеры, любит рассказывать традиционные истории о том, как, где, когда и при каких обстоятельствах удалось достать тот или иной предмет.

В 1972 году он купил небольшой дом на Николиной Горе и с тех пор не устает ремонтировать и перестраивать его. Со временем он оборудовал у себя на даче теннисный корт. Николай Петров считает, что собственный дом имеет особое значение для каждого человека, и у него тоже появилось место, где он проводит большую часть своего времени. Петров не скрывает, что именно дача стала его настоящим домом и помешала ему навсегда уехать из России.

И еще он считает, что каждый человек является хозяином собственной судьбы, и если захочет, то будет жить, а не прозябать. Может быть, поэтому такое большое место в его жизни занимает общественная деятельность. К тому же, как он говорит, у него есть вредная привычка вмешиваться в чужие дела. Именно поэтому Николай Петров не смог оставаться в стороне, когда чиновники пытались продать записи из фондов радио. Вместе с адвокатом Генри Резником он добился соблюдения авторских прав, и бесценные записи остались в России. Сейчас Петров является членом Общественной творческой конфедерации по защите авторских прав людей творческих профессий. Вот уже несколько лет он является президентом Академии российского искусства. Входит Николай Арнольдович Петров и в жюри конкурса «Музы свободы», которое присуждает премию «Хрустальная Турандот».

Дочь Петрова Женя закончила Мерзляковское музыкальное училище, сама пишет музыку и, по мнению отца, могла бы стать неплохим музыкантом. Но она выбрала другой путь и учится на факультете журналистики МГУ. Жена Николая Петрова Лариса работала в аппарате министерства культуры, но потом полностью посвятила себя заботам о доме и муже. У каждого члена семьи есть свои любимые животные, поэтому в их доме уживаются коккер-спаниель и кошки.