Третьяков Павел Михайлович

(1832-1878) русский коллекционер живописи, коммерсант

Незадолго до смерти Павел Михайлович Третьяков составил завещание, согласно которому принадлежавшая ему художественная галерея переходила в собственность города Москвы и становилась первой русской общенародной картинной галереей. К этому решению Третьяков шел всю свою жизнь.

Он происходил из богатой и хорошо известной в русских промышленных кругах семьи. Вместе с братом, Сергеем Михайловичем, Павел Третьяков унаследовал от своего отца не только несколько магазинов в Москве, Костроме и других городах, но и крупнейшую в России льнопрядильную фабрику. Большую часть доходов, которые Третьяков получал от торговли и производства тканей, он использовал на приобретение предметов живописи и скульптуры и на поддержку русских художников.

Идея создания домашней картинной галереи возникла у Павла Третьякова в середине пятидесятых годов, когда после переезда семьи в новый дом в Замоскворечье ему удалось приобрести небольшую подборку картин голландских художников. Они всегда висели в кабинете у Третьякова, как бы напоминая ему о решении, принятом сразу после их приобретения, — собирать картины только русских мастеров.

Страсть Третьякова к собирательству всецело разделял и его брат, который тоже тратил большую часть своего состояния на приобретение картин. Чтобы не мешать увлечению своего старшего брата, он в основном покупал картины французских мастеров.

Еще в гимназические годы, вокруг братьев Третьяковых собралась группа молодых людей, среди которых были и будущие крупные художники — в частности, пейзажист и маринист Лагорио и знакомый семьи Николай Васильевич Неврев.

В 1860 году Павел Михайлович Третьяков поехал в свое первое заграничное путешествие. Он посетил Англию, Францию, Швейцарию, Бельгию и Италию и в каждом городе осматривал галереи и выставки картин. По-видимому, тогда он и решил создать не просто личную коллекцию, а специальную картинную галерею.

На первой же выставке художников-передвижников, Павел Третьяков приобрел все наиболее интересные работы, которые были там экспонированы. Кроме того, поощряя развитие художественного творчества, он заказывает различным художникам портреты крупнейших деятелей культуры. Особенно часто для него пишет И. Крамской. После смерти жены он даже поселяется в доме Третьяковых и в дальнейшем практически становится членом их семьи.

Иногда Павел Третьяков и сам принимал участие в создании портретов. Так, прежде чем заказать Крамскому портрет поэта А. Кольцова, он не только приобрел у его родных акварельные изображения мальчика и юноши, но и разыскал многих людей, знавших поэта, чтобы получить у них описание его внешности.

После смерти другого поэта, Н. Некрасова, Третьяков организовал поездку Крамского в Петербург и договорился с последней женой поэта о том, чтобы та позволила художнику поработать в комнате, где скончался Николай Алексеевич. В результате появилась известная картина Крамского «Умирающий Некрасов».

Когда Репин находился в Париже, Третьяков обратился к нему с просьбой написать портрет И. Тургенева. Это полотно стало подлинным украшением галереи и было признано одним из лучших портретов писателя.

Сохранилась обширная переписка Павла Михайловича Третьякова с родственниками уже умерших представителей русской культуры. Многие из них отказывались от денег, но он всегда проявлял настойчивость, поскольку считал своим долгом помогать тем, кто нуждался.

Собрание картин, скульптур и памятных вещей скоро так разрослось, что уже не могло вместиться в дом Третьяковых. В 1872 году он вместе со своим зятем решил сделать пристройку к жилому дому для размещения картин. Всеми работами руководил его зять. Весной 1874 года работы были закончены, и галерея открылась для посетителей.

Позже Павел Третьяков несколько раз расширял и надстраивал это помещение, поскольку многие художники считали для себя честью не только передавать в галерею свои работы с выставок, но и завещать имевшиеся у них собрания картин. Так, в 1882 году Третьяков получил большое количество картин В. Верещагина, для которых пришлось сделать специальную пристройку к галерее.

Сегодня трудно переоценить ту просветительскую и благотворительную деятельность, которую вел Третьяков. Он собрал фактически лучшие картины русских художников второй половины XIX века и способствовал созданию галереи деятелей русской культуры.

14 декабря 1892 года состоялось торжественное открытие нового здания галереи, фасад которого был спроектирован В. Васнецовым. В наше время Третьяковская галерея — это не только крупнейшее собрание произведений русской живописи, но и центр по изучению русского искусства.