Строганов Сергей Григорьевич

(1794-1882) русский общественный деятель и коллекционер

Для большинства современников имя Сергея Григорьевича Строганова связано прежде всего с существующим в Москве художественным училищем, которое он в свое время организовал. Между тем это было лишь одно из целого ряда замечательных дел, благодаря которым имя этого человека оказалось навсегда вписанным в историю русской культуры.

Хотя Сергей Строганов и принадлежал к одному из самых известных русских дворянских родов и унаследовал от своего отца огромное состояние, он не стал продолжать семейное дело, а направил свою кипучую энергию на благотворительность, взявшись помогать тем, кто в этом нуждался.

Он получил превосходное домашнее образование, которым руководила его мать, Анна Сергеевна Трубецкая. Однако, в отличие от многих других отпрысков аристократических родов, Строганов поступил не на военную службу, а в только что открывшийся Петербургский институт путей сообщения. После первого курса ему все-таки пришлось стать военным: в это время началась война с Наполеоном. В качестве пехотного офицера Сергей Строганов прошел всю Отечественную войну 1812 года, затем участвовал в заграничных походах русской армии и только после окончания русско-турецкой войны 1828—1829 гг. вышел в отставку в чине генерала.

В 1817 году Сергей сопровождал своего дядю, графа П. Строганова, в заграничном путешествии. Там он познакомился со своей двоюродной сестрой Н. Строгановой, на которой вскоре и женился. Они прожили вместе более пятидесяти лет, вырастили четверых сыновей и дочь. Женитьба почти вдвое увеличила его состояние.

Выйдя в отставку, Сергей Строганов занял пост попечителя Московского учебного округа. Все свои знания он направил на то, чтобы сделать Московский университет лучшим в России. Именно при нем составился знаменитый коллектив профессоров. В то время в университете преподавали Ф. Буслаев, Т. Грановский, К. Кавелин и С. Соловьев. По инициативе Строганова двери Московского университета открылись и для представителей так называемых низших сословий.

Сам же граф начал серьезно заниматься историей русского искусства. Своим учителем он считал известного филолога и историка искусства Ф. Буслаева. Сергей Григорьевич Строганов начал собирать коллекцию древнерусских икон. Вначале интерес к собирательству носил чисто семейный характер. Ему удалось приобрести собрание икон так называемой «строгановской школы», созданных в городе Сольвычегодске крепостными, принадлежавшими его семье. Они создавались на протяжении нескольких столетий и отличались самобытностью и высоким уровнем художественного мастерства.

Впоследствии Строганов продолжал собирать старинные иконы. Иногда ему приходилось даже спасать их от неминуемого уничтожения. Так, однажды он узнал, что в сарае одного из московских монастырей свалено много старообрядческих икон, которые были конфискованы при закрытии старообрядческих молелен. Предполагалось пустить их на дрова.

Сергей Строганов отправился к митрополиту Филарету и получил от него разрешение забрать эти иконы себе. Обреченный на сожжение «хлам» оказался иконостасом сольвыче-годского Благовещенского собора, строившегося на пожертвования нескольких поколений купцов-старообрядцев.

Строганов находил иконы не только в Москве, но и в других местах. В 1847 году он вывез большое количество икон, конфискованных в старообрядческих храмах в соответствии с императорским указом и сваленных в кладовых Ипатьевского монастыря близ Костромы.

Каждую икону собиратель бережно отчищал от загрязнений, а при возможности и реставрировал. Благодаря ему стали известны имена таких крупнейших мастеров XVI— XVII веков, как С. Бороздин, Г. Терентьев и Н. Савин.

Кроме икон, Сергей Григорьевич Строганов привозил из своих поездок старинные монеты, покупал картины. Ведь в наследство от своих предков он получил фамильную картинную галерею. Для нее было приобретено много картин европейских художников XVI—XIX веков.

Строганов понимал, что необходимо не только собирать предметы старины, но и воспитывать молодежь на их примерах. Поэтому он выступил с целой программой улучшения преподавания в московских гимназиях и приходских училищах. Одним из первых в России Строганов начал отстаивать демократизацию преподавания.

На свои деньги он добился открытия в Москве рисовального училища, куда принимались талантливые юноши без каких-либо сословных ограничений. Это училище, носившее его имя, существует до сих пор. Оно является ведущим центром по подготовке мастеров прикладного искусства.

В то же время действия Сергея Строганова по демократизации преподавания вызвали резкий протест со стороны министра народного просвещения графа Сергея Уварова, и в конце концов тот добился, чтобы Строганов оставил свой пост попечителя Московского округа. Правда, он занял пост московского генерал-губернатора и всю власть употребил на то, чтобы интерес к русской истории стал общенародным делом: явился одним из основателей Общества истории и древностей российских, председателем которого был на протяжении тридцати семи лет.

По инициативе Сергея Строганова была организована и Археологическая комиссия, осуществившая уникальную программу издания памятников древнерусской литературы. Примечательно, что именно на его деньги был учрежден и первый в России серийный проект — издание «Древности Российского государства». Для него Строганов написал труд, посвященный фрескам и резьбе Дмитровского собора во Владимире. Кстати, и реставрация этого уникального памятника была осуществлена на его деньги.

В 1860 году  Сергею Строганову пришлось переехать в Петербург, поскольку он был назначен «руководителем воспитания» наследника престола цесаревича Николая Александровича. Он разработал обширную программу занятий с будущим монархом, которую под его руководством осуществляли профессора Московского и Петербургского университетов.

При переезде в Петербург, Строганов перевез и свои коллекции, а вскоре в фамильном особняке на Мойке открылся музей, где были собраны уникальные памятники русского искусства. Этот музей просуществовал до самой смерти Сергея Григорьевича Строганова, последовавшей в 1882 году.

В соответствии с его завещанием большая часть произведений перешла в Императорский Русский музей. Другая же была передана в Санкт-Петербургскую духовную академию. Лишь в конце девяностых годов небольшая часть этих икон (примерно около сотни) стала экспонироваться в Строгановском дворце. В будущем зрители могут увидеть все две тысячи икон из собрания коллекционера.

Жена этого незаурядного человека также всю жизнь занималась благотворительностью и была попечительницей нескольких воспитательных заведений для девушек из бедных семей.