Кожедуб Иван Никитович

(1920-1991) советский летчик, трижды Герой Советского Союза

Иван Никитович Кожедуб родился в селе Ображеевке на Украине в многодетной семье, где, кроме него, было еще трое сыновей и дочь. Отец всю жизнь работал на земле, но очень любил читать, приучив к этому и своего сына.

Иван подрос и, как все дети, пошел в школу. Днем учился, потом помогал матери по хозяйству, а по вечерам читал книги или рисовал красками, которые подарила учительница. Но долго учиться не пришлось. Отец отправил Ваню работать подпаском в соседнюю деревню. Правда, через некоторое время он снова пошел в школу, но так и учился с перерывами, как, впрочем, многие деревенские дети в ту пору.

Закончив семилетку, Иван начал работать в библиотеке, а по вечерам учился в школе рабочей молодежи. Потом он поступил в техникум химической промышленности и там стал заниматься в аэроклубе.

Позже он поступил в летное училище, решив стать истребителем. После его окончания, Иван Кожедуб ждал назначения в часть, но его оставили в училище инструктором. Теперь он сам должен был учить молодых курсантов.

Когда началась война, училище перевели на военное положение и работать приходилось с утра и до глубокой ночи. В ноябре 1942 года, Кожедуба направляют на курсы усовершенствования, где он изучает новую технику, после чего наконец попадает на фронт.

Первые боевые вылеты Ивана Никитовича Кожедуб совершает во время Курского сражения. Именно здесь он сбил первые фашистские самолеты. В своем блокноте Кожедуб писал: «Бой захватывает, поглощает всего тебя целиком и ведет за всеми своими перипетиями. Тут самое главное — крепко держать себя в руках. Тут нужна молниеносная быстрота мысли, умение в какую-то долю секунды оценить сложную обстановку и тотчас найти правильное решение. Действовать стремительно, но разумно. И только тот летчик, внимание которого не поглощено процессом управления самолетом, может вовремя и с успехом атаковать врага. А этого можно достичь лишь тогда, когда в совершенстве будешь владеть техникой пилотирования».

6 августа 1943 года, Иван Никитович Кожедуб был награжден орденом Боевого Красного Знамени и назначен командиром эскадрильи. В начале ноября 1943 года часть, в которой он служил, отправили в тыл на отдых. Предстояли горячие бои на Украине, и нужно было хорошенько набраться сил.

Вернувшись на фронт, Иван Кожедуб решает вести бои по-новому, на бреющем полете, что требовало большого искусства и мужества. На такой высоте пилотировать самолет, распределять внимание в воздухе также трудно: нужно ориентироваться, вести бой и все время следить, как бы не врезаться в землю. И как только фашистские самолеты появлялись из-под кромки облаков, Кожедуб и другие летчики внезапно показывались снизу и наносили по ним стремительный удар. 4 февраля 1944 года Ивану Кожедубу присвоили высокое звание Героя Советского Союза. В то время ему было двадцать три года.

Шли фронтовые будни. Новые боевые вылеты, новые сражения, новые сбитые самолеты. Лишь за одну неделю Кожедубу удалось сбить восемь вражеских самолетов. Всего к этому времени на его счету было сорок пять сбитых самолетов врага. В августе 1944 года грудь Кожедуба украсила вторая Золотая Звезда Героя Советского Союза.

Последний год войны, Иван Никитович Кожедуб летал как свободный охотник. Вьюжная, сырая зима и ранняя дождливая весна не давали возможности вести бои выше, чем на полкилометра от земли. А это требовало отличной техники пилотирования и высокого боевого мастерства. Летчики давно уже убедились, что свободный поиск противника, осуществленный мелкими группами, дает отличные результаты, если он ведется с подлинным мастерством. Таким был знаменитый бой шестерки «Лавочкиных», возглавляемых Кожедубом, против тридцати «Фокке-Вульфов-190». Этот бой наблюдал командующий армией, который телеграфировал: «По мастерству, красоте и спаянности этот бой является триумфом советской авиации. Поражен отвагой и мастерством наших летчиков».

Шли последние месяцы войны. Гитлеровцы делали отчаянные попытки оттянуть поражение. В один из таких дней, Иван Кожедуб встретился с немецким реактивным самолетом и после напряженного боя сбил его.

Началось наступление на Берлин. Мощные танковые соединения, тысячи орудий, целые армады истребителей, штурмовиков, бомбардировщиков готовились к последнему удару, к решительному штурму германской столицы. Наша авиация вместе с артиллерией уничтожала долговременную оборону немцев, аэродромы, сбивала вражеские истребители. 17 апреля 1945 года в последнем бою над Берлином, Кожедуб сбил свой последний, шестьдесят второй вражеский самолет. 18 августа 1945 года он услышал по радио Указ Президиума Верховного Совета о награждении его третьей Золотой Звездой Героя Советского Союза.

Уже после окончания войны, Иван Никитович Кожедуб встретился со знаменитым авиаконструктором Семеном Алексеевичем Лавочкиным и впервые увидел, как делают те самолеты, на которых он воевал. Лавочкин незримо сопровождал летчика в каждом полете, а вторым незримым другом был Б.Г. Шпитальный — создатель того оружия, которым Кожедуб сбил все «свои» — от первого до шестьдесят второго — самолеты противника.

Когда война закончилась, Иван Кожедуб был еще совсем молодым человеком и впереди у него была вся жизнь. Он не стал почивать на лаврах, учился дальше, накапливая теоретические знания. Он закончил Военно-Воздушную академию и Академию Генерального штаба. В 1985 году ему было присвоено звание маршала авиации. Опытный летчик, блестящий стратег, Иван Кожедуб был сначала заместителем, а потом и командиром авиадивизии. Затем служил в качестве первого заместителя командующего авиацией военного округа. С 1971 года он несколько лет работал на руководящей должности в центральном аппарате Военно-Воздушных Сил, а с 1978 года находился в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны.

Иван Никитович Кожедуб работал и служил до последней минуты своей жизни, стремясь сделать как можно больше. Ведь он как никто другой знал цену жизни, любил жизнь и воевал за нее.