Шуман, Роберт

(1810-1856) немецкий композитор, критик, дирижер, педагог

Он родился в небольшом городке Цвиккау, где его отец имел книжную торговлю, а затем основал издательство. Все это предопределило склонность Роберта к литературе, и до 15—16 лет он не мог выбрать свое истинное призвание, хотя с шести лет уже полюбил музыку.

Побывав с отцом в Карлсбаде (Карловых Варах), Роберт впервые услышал игру пианиста, которая произвела на него ошеломляющее впечатление. Однако по требованию матери Шуман должен был избрать юридическую специальность, чтобы затем стать судебным чиновником.

В 1828 году он поступил в Лейпцигский университет. Тогда же он познакомился с известным музыкантом-педагогом Фридрихом Виком и его дочерью, девятилетней Кларой. Встреча оказалась знаменательной, поскольку именно Вик убедил Шумана, что его истинное призвание — музыка. Весной 1829 года он переезжает в Гёйдельберг, где продолжает делить свое время между музыкой и юриспруденцией.

В это время к нему приходит известность как к пианисту-виртуозу, но мать угрожает лишить его содержания, если Роберт покинет университет. Только письмо Вика с восторженной оценкой его способностей побудило ее изменить решение, и в 1830 году Шуман возвращается в Лейпциг, чтобы посвятить себя музыке.

Стремясь как можно быстрее овладеть техникой игры на фортепиано, он растянул себе руку. С карьерой пианиста было покончено. Это страшное потрясение Шуман смог перенести лишь сосредоточившись на сочинении музыки. Именно в 30-е годы он создал свои лучшие фортепианные произведения. Кроме того, у него оказался и талант музыкального критика. Помогала ему и любовь к Кларе Вик. 1840 год принес ему счастье — в сентябре он женился на любимой девушке, и они поселились в Лейпциге, где Шуман стал работать в недавно открывшейся консерватории, куда его пригласил Ф. Мендельсон.

В 1844 году вместе с женой Шуман отправился в Россию. Клара Вик выступала с концертами в Петербурге и Москве. Любопытно, что во время путешествия он так и не встретился с русскими композиторами — его музыка стала широко известна в России гораздо позже.

По возвращении из этого турне они поселяются в Дрездене, и Шуман целиком посвящает себя сочинению музыки. Он пишет музыку к драматической трагедии Байрона «Ман-фред». Революцию 1848 года композитор отразил в трех мужских хорах — «К оружию», «Черно-красно-золотое» и «Песня свободы».

Последний период жизни композитора связан с Дюссельдорфом, где в 1850 году Шуман становится городским капельмейстером. Однако прогрессирующая болезнь привела к тому, что в 1853 году он был вынужден оставить службу. В этот же год происходит его встреча с композитором Брамсом. Дружба с ним, как светлый луч, озарила последние годы жизни Шумана. Но болезнь давала себя знать. Ранней весной 1854 года он пытался покончить с собой, бросившись в Рейн. Его удалось спасти, но рассудок к нему уже не вернулся. Лечение не дало результата, и вскоре Роберт Шуман скончался в больнице для душевнобольных.