Комаров Владимир Михайлович

(1927-1967) советский космонавт

24 апреля 1967 года, когда завершался испытательный полет на космическом корабле новой серии «Союз-1» трагически погиб один из первых покорителей космоса Владимир Михайлович Комаров. Юрий Гагарин сказал о нем: «Комаров сделал важное дело: испытал новый корабль. Но и другое очень важное дело сделал он: заставил всех нас быть еще собраннее, еще придирчивее к технике, еще внимательнее ко всем этапам проверок и испытаний, еще бдительнее при встрече с неизвестным. Он показал нам, как крута дорога в космос. Его полет и его гибель учат нас мужеству. Мы горды тем, что он был нашим другом, каждый из нас пронесет память о нем через всю свою жизнь».

Владимир Комаров родился в Москве. С этим городом связано его детство и многие события его не такой уж долгой жизни. Родители Владимира были людьми малообразованными, но мечтали о том, чтобы дать хорошее образование своему сыну.

Мальчику было семь лет, когда он впервые попал на аэродром. Впервые в жизни он так близко увидел самолеты, мог подойти и потрогать их рукой. С тех пор Володя часто бывал там, наблюдал за полетами, а люди в кожаных шлемах с парашютами за спиной стали его героями.

В школе он учился очень старательно, учебники и тетрадки содержал в полном порядке. В его характере была еще одна особенность: он не любил опаздывать.

Каждое лето, во время каникул, Володя уезжал к бабушке в деревню. Она давала внуку полную свободу, не опекала по мелочам, приучала к самостоятельности. Ее философия была простой: жизнь сама научит распознавать добро и зло. Однажды оступишься — второй раз будешь осторожней.

Там же, в деревне, его застала война. Четырнадцатилетний юноша на фронт, конечно, не попал, но стал работать в колхозе. Сильный и выносливый, он трудился за троих, поскольку в деревне оставалось все меньше и меньше мужчин. В 1942 году, закончив семь классов, Комаров узнал, что в Лаврушинском переулке формируется специальная летная школа, и поступил туда учиться. В конце войны он закончил учебу, затем продолжил образование в Батайском военно-авиационном училище, стал летчиком и всю оставшуюся жизнь посвятил небу.

Это был высокообразованный, эрудированный специалист. В двадцать семь лет Комаров поступил в Военно-воздушную академию имени Жуковского, где стал учиться в инженерной группе. Однажды он прочитал, что счастье дается только знающим: «Чем больше человек знает, тем резче, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями». Эти слова стали для него жизненным правилом.

Всех поражала работоспособность Комарова, он умел рационально планировать свои силы и время, поэтому успевал всюду: много работал, занимался спортом, пел в хоре. Кроме того, он много времени посвящал и научной работе, а в его зачетной книжке не было оценки ниже четверки.

К тому времени Комаров был уже женат. Его жена Валентина Яковлевна работала учительницей и преподавала в той же школе, где когда-то учился он сам. В семье родился сын Евгений, а потом и дочь Ирина. Жить было нелегко, да и тесно вчетвером в маленькой комнате, но конфликтов по этому поводу в семье никогда не возникало.

Дипломная работа Комарова была посвящена малоисследованной теме и привлекла внимание ученых. Защитившись на отлично, высококвалифицированный инженер получил направление в один из научно-испытательных институтов. Туда и пришел ему вызов на медицинскую комиссию, которая очень придирчиво отбирала кандидатов в какую-то группу особого назначения. Только потом стало ясно, что их готовили к полетам на космических кораблях, они должны были стать первыми испытателями космической техники. Владимир Михайлович был членом отряда космонавтов с 1960 года, входил в его первый состав.

Комаров имел преимущества перед своими товарищами по отряду. Они особенно проявились, когда начался теоретический курс, ведь большую часть того, что им преподавали, он уже хорошо изучил в академии. Но было и много нового. Сейчас практически каждый мальчишка знает, из чего состоит программа подготовки космонавтов, а тогда она только внедрялась, и Комаров был одним из первых, кто ее осваивал на себе. Итак, в Звездном полным ходом шли тренировки, а в конструкторских бюро завершалась работа над созданием первого космического корабля. Приближался день 12 апреля 1961 года.

Первый полет человека в космос прошел отлично. Но впереди предстояли более сложные и длительные полеты. Готовился к ним и Комаров, хотя ему пришлось лишний раз убедиться, что на пути к звездам существуют и тернии. Случилось так, что ему надо было лечь на операцию по поводу паховой грыжи. После курса лечения врачи запретили космонавту всякие тренировки, он целых полгода не должен был летать, прыгать с парашютом, заниматься на тренажерах. Комаров волновался, оставят ли его в отряде, но сказать ему об этом определенно никто не мог. На совещании, где решалась его судьба, единого мнения так и не сложилось. Были опасения, что болезнь может прогрессировать, но, с другой стороны, молодой тренированный организм позволял надеяться на полное выздоровление. Хотя большинство настаивало на том, чтобы отчислить Комарова из отряда космонавтов.

Комаров все-таки не сдался и заставил поверить в себя. А когда его включили в группу непосредственной подготовки к полету, радости не было предела.

В то время готовился совместный полет двух «Востоков» — третьего и четвертого. Командирами экипажей назначили А. Николаева и П. Поповича, а их дублерами стали В. Быковский и В. Комаров. По сложившейся традиции дублер становится командиром следующего экипажа. Но Комарова снова подстерегла беда. Во время одной из медицинских проб на ленте электрического прибора, с помощью которого врачи записывали работу сердца, появился всплеск кривой, и ему твердо сказали: «Не годен».

Таким образом, мечта Комарова полететь в космос снова рушилась. Он очень переживал, хотя старался никому не показывать своего состояния.

Но Комаров и на этот раз не думал сдаваться. Он сам разработал для себя дополнительные упражнения, связанные с перегрузками, отрабатывал каждое движение, многократно повторяя нагрузки, увеличивая их. Он терпеливо ждал, но врачи относились к нему с опаской, не хотели брать на себя ответственность, если вдруг что-то случится. Комаров все-таки своего добился. Его сначала допустили к испытаниям на центрифуге, потом к прыжкам с парашютом. Здоровье не подвело, и ему официально разрешили приступить к тренировкам.

12 октября 1964 года Владимир Комаров наконец отправился в космос на первом в мире трехместном пилотируемом корабле «Восток» в качестве командира вместе с К. Феоктистовым и Б. Егоровым. Уже потом Комарова спросили, что он вынес из этого полета, что он дал ему как летчику, инженеру, космонавту. Космонавт ответил: «Кто поднимался на высокую гору, тот знает, каким обновленным и безбрежным предстает мир. Горизонт раздвигается, и видишь необъятный простор. Как будто нет ему конца и края. Перед тобой расступаются горы, которые раньше закрывали обзор, и глаз ласкают, изумляют снежные пики, зеленые долины, светлые города, синие воды. Почти сказочная гамма цветов и оттенков. И все увиденное словно приближается к тебе, принимает зримые, живые черты».

Старт в космос открыл перед Комаровым новые горизонты, у него рождались новые планы, более конкретные и перспективные. Он продолжал учебу в адъюнктуре Академии имени Жуковского, готовил материалы для защиты диссертации. В Звездном он возглавил отдел летной и космической подготовки. Коллеги относились к нему с большим уважением, верили ему и ставили его опыт в пример будущим покорителям космоса.

Так прошло два года. Готовился новый космический полет, программа которого предусматривала летные испытания нового пилотируемого космического корабля, получившего название «Союз». Для выполнения этой ответственной задачи отобрали нескольких опытных летчиков-испытателей. Среди первых кандидатов были Ю. Гагарин и В. Комаров.

Снова началась напряженная пора подготовки к полету и тренировки. Государственная комиссия утвердила Комарова космонавтом-испытателем корабля «Союз-1», который 23 апреля 1967 года стартовал в космос.

Прошли сутки испытательного космического полета. За это время космонавт полностью выполнил намеченную программу испытаний систем нового корабля, провел все запланированные научные эксперименты. В ходе полета он совершал маневрирование кораблем, проводил испытания основных его систем на различных режимах. Корабль начал спуск на землю.

Сначала все шло штатно. Но потом случилось непредвиденное: при открытии основного купола парашюта на семи-километровой высоте его стропы скрутились, и космический корабль стал падать с большей скоростью, чем это было рассчитано. Никто никогда не сможет рассказать о разыгравшейся на пути из космоса драме. Владимир Комаров унес с собой тайну своих последних минут. Его жизнь оборвала случайность, которой трудно было бы избежать в таком сложном и малоизведанном деле, как покорение космического пространства.

С тех пор прошло не одно десятилетие, но имя Комарова помнят не только люди, связанные с космосом. Его именем названы площадь и улица в Москве, школа, в которой он учился. На Луне есть кратер, также названный в честь Владимира Комарова. Когда думаешь об этом обаятельном, мужественном человеке и других покорителях космоса, погибших там, всякий раз на память приходят строчки В.Маяковского: «...чтобы, умирая, воплотиться в пароходы, в строчки и в другие долгие дела».