Туполев Андрей Николаевич

(1888-1972) советский авиаконструктор

Для современного человека реактивный самолет настолько привычен, что мы даже не задумываемся, что каких-нибудь тридцать лет назад их еще не было. Удивительно, но, когда начиналась работа над Ту-104 — первым пассажирским реактивным самолетом, высказывались сомнения в том, что обычный человек сможет выдержать полет со скоростью 1000 километров в час.

Сама же идея строительства подобных самолетов возникла почти семьдесят лет назад, когда в далеком 1918 году Туполев закончил МВТУ и стал заниматься совершенно новой тогда областью — аэродинамическим расчетом самолетов. Со своим учителем, академиком С. А. Чаплыгиным, он впервые разработал методику расчета самолета как единого целого.

Как и многие другие конструкторы, Андрей Николаевич Туполев занимался не только авиацией. Он проектировал скоростные глиссеры и даже аэросани. Но с 1922 года он становится одним из ведущих авиаконструкторов страны. Именно тогда в составе ЦАГИ — основанного Жуковским аэрогидродинамического института — было создано конструкторское бюро Туполева.

С самого начала отличительной чертой его конструкторского подхода стало решение проблем, казавшихся всем принципиально неразрешимыми. Так, например, Андрей Туполев первым спроектировал и построил цельнометаллический самолет. Не слушая возражений тех, кто утверждал, что подобная машина будет слишком тяжелой и не сможет подняться в небо, конструктор доказал, что по своим летным качествам она значительно превосходит все известные в то время модели самолетов. Любопытно, что в Европе аналогичные машины стали строить лишь через несколько лет.

Творческая фантазия Туполева была поистине безграничной. Под его руководством был создан знаменитый самолет «Родина» (АНТ-25), на котором были совершены беспосадочные перелеты через Северный полюс в Америку. В 1936 году, когда самолет увидели американцы, они восприняли его появление как событие едва ли не более значительное, чем сам полет Чкалова.

Однако сам конструктор в это время находился в заключении. Как и многие другие, в тридцатые годы Андрей Туполев был оклеветан и более чем на десять лет оказался оторванным от семьи и научных исследований. Лишь с началом войны ему было разрешено вернуться к конструкторской работе.

В годы войны он создал фронтовой бомбардировщик Ту-2, а также целое семейство торпедных катеров, отличавшихся высокими динамическими качествами.

В первые послевоенные годы конструктор продолжал строить военные самолеты. На них было установлено множество мировых рекордов по дальности полета, высоте подъема грузов и скорости, а также выполнено 28 уникальных перелетов. Наиболее известен спроектированный им реактивный бомбардировщик Ту-16.

Одним из первых, Андрей Николаевич Туполев перешел к пассажирскому самолетостроению. Созданный им первый реактивный самолет Ту-104 стал легендой отечественного самолетостроения.

В нем наиболее полно воплотились те принципы и подходы, которые конструктор вынашивал всю жизнь.

Девизом Андрея Туполева всегда были слова: «Некрасивая машина никогда не будет летать». Вот почему все спроектированные им самолеты отличались не только высокими техническими качествами, но и прекрасным внешним и внутренним дизайном. Они были удобны как для пассажиров, так и для летчиков и радовали глаз своими пропорциями.

Туполев впервые организовал в составе своего бюро специальный отдел, который занимался разработкой внутренней отделки самолета. На протяжении многих лет его возглавляла жена конструктора, Юлия Андреевна Туполева. Спроектированные ею интерьеры самолетов напоминали хорошо обставленные гостиные, где человек чувствует себя уютно и комфортно и может расслабиться и отдохнуть.

Андрей Николаевич Туполев впервые в практике самолетостроения применил и другое новшество — полную герметизацию самолета. Независимо от высоты полета давление в кабине оставалось почти таким же, как и на земле. И пассажиры, и летчики во время полета почти не испытывали никаких неприятных ощущений. Даже окна оставались всегда прозрачными, потому что были снабжены специальной системой подогрева.

После Ту-104 Андрей Туполев создал целое семейство пассажирских реактивных лайнеров. Среди них — небольшой самолет Ту-124, способный садиться на аэродромы без покрытия, а также первый в истории самолетостроения сверхдальний пассажирский самолет Ту-114.

Последняя модель, над которой конструктор работал до самого конца жизни, была такой же новаторской, как и все остальные. Это был первый в истории сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144. Однако увидеть свою мечту воплощенной в реальный образ конструктор не успел, поскольку умер до окончания испытаний новой машины.