Феррари, Энцо

(1898-1988) итальянский гонщик и конструктор автомобилей

Энцо Феррари родился в итальянском городе Модене, где его отец Альфредо Феррари был владельцем небольшого металлообрабатывающего завода. Но в 1908 году он продает свой завод и перевозит семью в Болонью, где поступает на автомобильную фабрику. Там Энцо впервые увидел автомобильные гонки и решил стать гонщиком.

Феррари не смог закончить школу, потому что в 1916 году во время эпидемии испанки потерял отца и старшего брата. Он стал кормильцем семьи, но вскоре попал в армию. Правда, его служба продолжалась недолго: в 1918 году он тяжело заболел и врачи отправили его домой.

После демобилизации Феррари начинает трудиться на заводах ФИАТ и одновременно подрабатывает в фирме ЦМН. Она занималась поставкой автомобилей для нужд армии. Здесь Феррари впервые начинает испытывать собранные шасси перед монтажом кузовов, а на заводе занимается испытанием готовых машин.

В 1919 году он впервые выступает в команде фирмы на гонках в Тарга Флориа и занимает девятое место. С этого времени Феррари постоянно участвует в различных рекламных гонках и пробегах.

Постепенно он осознает, что выиграть серьезную гонку можно только на специально подготовленном автомобиле. Вместе со своим приятелем Уго Сивоччи он заключает контракт с фирмой «Альфа-Ромео». В 1920 году Феррари выступает на гонках в Тарга Флориа в составе команды фирмы. Теперь он приходит к финишу вторым.

Вскоре он переходит в фирму «Альфа-Ромео» и становится помощником у Д. Римини, который работает с самим Н. Ромео. В этой фирме Феррари проработал еще три года, совершенствуя навыки вождения и модернизируя машины для участия в гонках.

В то время многие фирмы стремились создать надежную конструкцию автомобиля, которая могла бы использоваться в массовом производстве. Именно поэтому в двадцатых — начале тридцатых годов в Италии ежегодно проводилось множество больших и малых автогонок, на них выявлялись сильные и слабые стороны предлагаемых конструкций и пробовались новые подходы.

В 1923 году Феррари вместе с Сивоччи выигрывает гонки в Равенне. Там он познакомился с организатором всемирных гонок Ф. Бараккой. Феррари понравился Баракке своей целеустремленностью, и тот предложил ему войти в группу водителей в качестве механика его команды. Энцо согласился; в 1924 году он участвует в знаменитых гонках в Пескаре, где выигрывает состязания.

Феррари давно уже убедился, что по уровню мастерства он намного опережает участников местных автомобильных гонок. Поэтому он решает принять участие в наиболее престижных гонках довоенной Европы, проходивших на юге Франции, где и выигрывает Большой приз. Эта победа стала высшей точкой его карьеры как гонщика.

Находясь на пике славы, он решает круто изменить свою жизнь и все имеющиеся у него деньги вкладывает в собственную фирму. Возможно, это было сделано под влиянием жены. В то время гонки были чрезвычайно опасным занятием, и Феррари не хотел рисковать своей жизнью.

В 1929 году он возвращается в Модену и вместе со своими братьями Каньяно и Аугусто, а также племянником Альфредо организует свое дело «Скудерио Феррари». Фирма начинает специализироваться в двух направлениях: конструировании гоночных автомашин и подготовке профессиональных машин.

Феррари заключает контракты с фирмами «Альфа-Ромео», «Бош» и «Пирелли». Он создает команду водителей-профессионалов и приглашает возглавить ее своего давнего соперника Джузеппе Кампари.

Подготовленные в фирме Феррари водители уже в первый год участвовали в 22 соревнованиях, где одержали 8 побед и заняли несколько призовых мест. Подобный успех показался многим невероятным событием. В то время ни одна фирма не могла позволить себе столь масштабную подготовку водителей и машин.

Феррари удалось занять своеобразную нишу, и он не замедлил воспользоваться всеми преимуществами, которые получил, осваивая новое прибыльное дело.

Благодаря тщательной подготовке машин, введению разнообразных усовершенствований он смог на протяжении многих лет лидировать в своей области. Постепенно его фирма становится своего рода испытательно-гоночным подразделением компании «Альфа-Ромео».

Феррари тщательно отслеживал информацию о происходивших в Европе гонках и приглашал к себе лучших водителей. Он предлагал своим сотрудникам более выгодные контракты по сравнению с теми, что предлагали другие фирмы.

С самого начала он выработал ряд правил, которым следовал всю свою жизнь. Его фирма брала на себя все расходы по содержанию и подготовке автомобилей. Поэтому гонщики не боялись, что их гонорар может уменьшиться, если машина попадет в аварию.

Феррари никогда не ограничивал творческую свободу конструкторов: он тут же внедрял любые новинки, которые могли улучшить скорость и надежность машин. Одним из первых он отказался от тяжелых трубчатых шасси и вместо них впервые применил на гоночных автомобилях несущий цельносварной кузов.

Впервые в истории автогонок Феррари стал использовать шины с усиленным протектором. Они оказались намного долговечнее тех, что применяли другие фирмы.

Уже в 1935 году он испытал систему автоматической блокировки колес, которая войдет в обиход лишь после войны. Во время гонок она позволяла проходить опасные повороты не снижая скорости и не прерывая связь колес с мотором.

В отличие от других компаний, фирма Феррари не стремилась к массовому производству автомобилей. Они предназначались прежде всего для тех, кто мог заплатить большие деньги за уникальную модель.

После Второй мировой войны в истории компании открылась новая страница. В 1947 году Феррари выпускает свой первый автомобиль. Он был разработан специально для участия в гонках на Большой приз Монако, и уже первое выступление здесь принесло ожидаемую награду.

В 1951 году команда Феррари выигрывает британский Гран-При. В том же году она участвует в мировом чемпионате на Гран-При Испании. Любопытно, что на соревнование Феррари привез машины с новыми бескамерными шинами фирмы «Пирелли». Команда не только выиграла гонки, одновременно было доказано преимущество шин низкого давления. Они имели большую площадь поверхности для сцепления с дорогой.

Но в жизни Феррари оказались не только взлеты, но и падения. После трагической гибели знаменитого гонщика Дж. Кампари в автомобилистов вселился суеверный ужас, и они отказывались вступать в команду Феррари. Однако его машины по-прежнему участвовали в гонках, на них одерживались все новые и новые победы.

В пятидесятые годы машины Феррари впервые начинают участвовать в гонках Формулы-1. Гонщики говорили, что уже только участие машины Феррари дает заметное преимущество перед соперниками.

До последних дней жизни Энцо Феррари не уставал удивлять конкурентов своими новинками. Он первым применил для гоночных машин турбинный двигатель и шасси, изготовленное из композитного материала.

Феррари не побоялся вернуться к трубчатой раме, от которой давно отказались другие автомобилестроители. Благодаря замечательному водителю Ж. Вильыёву команда Феррари в 1975 году выигрывает два чемпионата мира.

Но сам конструктор в это время практически удаляется от дел, передав руководство фирмой своему старшему сыну Альфреду.