Сметана, Бедржих

(1824-1884) чешский композитор

С именем Бедржиха Сметаны связана одна из блестящих страниц истории музыки прошлого столетия. Часто можно встретить высказывания: «Сметана — отец новой чешской музыки», «Сметана — чешский Глинка». Однако значение этого человека исключительно велико не только для Чехии — его музыка явилась драгоценным вкладом в сокровищницу мировой классики, завоевала признание во всех странах.

Бедржих Сметана родился в старинном городке Литомышль, расположенном в живописной местности на юго-востоке Чехии. Сюда в начале 1824 года переехал пивовар Франтишек Сметана со своей женой Барбарой, урожденной Линьковой. Он поступил на службу к графу Вальдштейну и поселился в доме, расположенном на холме, против старого замка. Неподалеку находился храм, башни которого вздымались высоко над городом.

Франтишек Сметана был простым и прямодушным человеком, горячо любил родину и страстно мечтал о том времени, когда она освободится от австрийского гнета. Прослывший за свои убеждения якобинцем, он воспитывал сына в духе свободолюбивых, демократических идей.

В 1836—1839 годах Бедржих обучался в гимназии, где находился под влиянием педагогов, которые воспитывали в молодых людях любовь и уважение к чешской национальной культуре. Музыка вошла в жизнь будущего композитора с детских лет. В родном городке, в других городах, деревнях и селах, где ему доводилось проводить лето, он часто мог слышать пение и игру на различных народных инструментах, без чего невозможно представить себе чешский народный быт. Его отец был страстным любителем музыки, неплохо играл на скрипке. В часы досуга у него собирались друзья, один из которых также играл на скрипке, другой — на альте, третий — на виолончели. Мальчик с огромным интересом слушал игру домашнего квартета.

Когда Бедржиху исполнилось четыре года, отец начал обучать его играть на скрипке и фортепиано. Год спустя мальчик уже мог исполнять партию скрипки в одном из гайдновских квартетов. Большие успехи он делал и в игре на фортепиано: уже в 1830 году Бедржих впервые выступил публично. Рано обнаружилось также и композиторское дарование мальчика: в восьмилетнем возрасте он начал сочинять небольшие пьесы.

В гимназические годы талант Бедржиха Сметаны уже привлек всеобщее внимание. В кругу знакомых юноша прославился как пианист, блестяще исполнявший произведения Шопена, Листа и других композиторов. Большим успехом пользовались среди молодежи его польки.

Замечательное дарование Сметаны росло и развивалось вполне самостоятельно. Он жил в провинции и не имел возможности систематически заниматься с опытными музыкантами-профессионалами, не появилась она и тогда, когда он на короткое время приезжал в Прагу в конце 1839 — первой половине 1840 года.

Бедржих Сметана долгие часы проводил за фортепиано, изучал произведения великих мастеров: Моцарта, Бетховена и особенно любимого им Шопена. Несколько позднее молодой музыкант познакомился с искусством Берлиоза и Листа, которое произвело на него неизгладимое впечатление.

В 1843 году Бедржих окончил пльзенскую гимназию. К этому времени он окончательно решил посвятить себя музыке. Его идеал — стать «Листом в технике и Моцартом в сочинении». Вступая на артистический путь, юноша мог рассчитывать лишь на свои собственные силы: к тому времени материальное положение семьи резко ухудшилось и родители не могли оказывать ему существенную помощь.

Скудные средства, которые он имел, быстро иссякли, и Сметана начал испытывать самую настоящую нужду. Бедствия юноши продолжались до тех пор, пока директор Пражской консерватории не рекомендовал его учителем музыки в семейство графа Туна. Бедржих Сметана оказался очень терпеливым учителем, хотя работать ему было нелегко, так как четверо из пяти графских детей не имели музыкальных способностей. Уроки продолжались по пять часов в день, зато Сметана получил возможность самому совершенствоваться в любимом искусстве. Когда семейство Туна находилось в Праге, он мог использовать свободное время для общения с музыкантами, а во время каникул, сопровождая учеников в поездках по стране, значительно расширил свое знакомство с чешской жизнью, искусством.

В Праге Бедржих Сметана берет уроки у одного из известнейших в то время чешских педагогов И. Прокша. Тот сразу же оценил талант юноши и охотно занимался с ним. Годы учения у Прокша дали молодому музыканту очень многое: ведь, несмотря на большие успехи, он не имел сколько-нибудь систематической теоретической подготовки. Под руководством Прокша Сметана приобрел профессиональное мастерство и в зрелые годы часто с благодарностью вспоминал своего учителя. В 1846 году Бедржих Сметана присутствовал на концертах Берлиоза и Листа и тогда же познакомился с этими великими музыкантами. Между ним и Ференцем Листом в дальнейшем возникла теплая дружба, которая продолжалась вплоть до смерти чешского композитора.

В 1847 году Бедржих Сметана оставил дом графа Туна. Он чувствовал себя созревшим для самостоятельной творческой работы, но его материальное положение оставалось тяжелым, небольших случайных заработков хватало ненадолго. К тому же он не имел рояля и был вынужден заниматься у друзей. Однако молодой композитор не терял бодрости, строил различные планы и, наконец, добился разрешения открыть в Праге музыкальную школу. Правда, никаких средств для этого у него не было, и Сметана обратился с просьбой о помощи к Листу, который ответил ему сердечным письмом и помог с изданием «Шести характеристических пьес». Вскоре они были напечатаны в Лейпциге. Это окрылило композитора, и он продолжил сочинять небольшие фортепианные пьесы. В 1849 году появились его «Свадебные сцены», написанные в «чисто чешском стиле».

Выдающимся творческим достижением Сметаны явились «Три салонные польки» и «Три поэтические польки». Незадолго до этого он написал «Триумфальную симфонию», единственное произведение этого жанра во всем его творческом наследии.

В 1849 году Бедржих Сметана сочетался браком с одаренной музыкантшей Катержиной. Их брак оказался счастливым.

Жена во всем помогала ему и поддерживала его творческие устремления. Молодая чета жила очень скромно, но их дом был открыт для друзей, которых здесь встречали приветливо и сердечно. В 1856 году у них побывал и Ференц Лист.

В семейном кругу Бедржих Сметана забывал про жизненные невзгоды, которых было немало. В то время Чехия все еще находилась под властью австрийцев, которые контролировали все области художественной жизни. В этой угнетающей обстановке Сметана не мог найти применение своим способностям, не имел возможности материально обеспечить свою семью. В конце концов он принял решение оставить родину и поехать в поисках работы в Швецию. Так в 1856 году Сметана отправился искать счастья и признания за рубежом.

Он прожил за границей пять лет. Композитор обосновался в шведском городе Гетеборге, рассчитывая получить здесь педагогическую работу. Эти надежды оправдались: после того как он дал в Гетеборге два концерта, в уроках не было недостатка. Чешского музыканта встретили приветливо, он быстро приобрел здесь много друзей и знакомых. С некоторыми из них переписывался и после отъезда из Гетеборга.

Бедржих Сметана активно занимался и дирижерской деятельностью, систематически выступал как пианист. Он быстро завоевал в Гетеборге всеобщее уважение и признание как первый музыкант города. Но сердцем он был на родине. Сметана постоянно читал чешские газеты и был в курсе всех событий, которые происходили в его стране.

В Гетеборге он написал три крупных произведения. Это симфонические поэмы «Ричард III» (1858), «Лагерь Валленштейна» (1859) и «Гакон ярл» (1861). В 1857 и 1859 годах композитор гостил в Веймаре у Листа. Жизнь Сметаны в Швеции протекала вполне благополучно. Он был признан, материально обеспечен, у него было много друзей, он имел возможность заниматься творчеством. Но в то же время ему пришлось пережить на чужбине много горестных дней и недель, омраченных тоской по родине и личными несчастьями. Перед отъездом в Швецию умерла первая дочь композитора. Через три года его поразил новый страшный удар: горячо любимая жена Катержина плохо чувствовала себя в чужой стране, с каждым годом ее здоровье ухудшалось и в начале 1859 года стало внушать самые серьезные опасения. Сметана думал, что в Праге, среди родных, ей станет лучше. Он отправился с ней в путь, но по дороге она скончалась в Дрездене. В Прагу композитор приехал вдвоем с дочерью и провел летние месяцы в семье брата Карла. Затем один возвратился в опустевшую гетеборгскую квартиру, оставив дочь на попечение бабушки.

В 1860 году Бедржих Сметана вторично женился, на Беттине Фердинандовой, сестре жены его брата. Весной 1861 года он окончательно вернулся на родину, поселился в Праге и принял самое активное участие в развитии чешской национальной культуры. В то время ему исполнилось тридцать семь лет, он был в полном расцвете сил и способностей. Прошедшие годы обогатили его жизненным и творческим опытом, выросло и окрепло его композиторское и исполнительское дарование. В течение восьми лет Сметана работал во Временном театре. Здесь состоялись премьеры его опер «Бранденбуржцы в Чехии», «Проданная невеста», «Две вдовы» и «Поцелуй». К этим операм следует добавить еще «Далибор» и «Либуше». А «Проданная невеста» стала первой чешской оперой, получившей мировое признание.

В жизни некоторых людей бывают годы, которые сразу и бесповоротно меняют ее течение. Таким рубежом для Сметаны стал 1874 год. Он принес композитору и творческие радости, и страдания, которые следовали за ним до конца его жизни. На него обрушилось несчастье — внезапная глухота. Чудовищный удар потряс композитора, в его жизни все переменилось, он сам стал другим, прежними остались лишь его талант и вдохновение.

27 марта 1874 года на сцене Временного театра состоялась премьера его оперы «Две вдовы», которая прошла весьма успешно. В пору полной глухоты композитор сочинил оперу «Поцелуй». Он создает симфонический цикл «Моя родина» — уникальное явление музыкального искусства.

Здоровье Бедржиха Сметаны то и дело вызывало беспокойство врачей. Некоторое время он был вынужден находиться в пражской психиатрической лечебнице. Силы композитора таяли с каждым днем. Сам он понимал это, но упорно сопротивлялся болезни, пытался работать, так как труд был единственной целью и опорой всей его жизни. В эти дни, когда здоровье Сметаны уже не давало никаких надежд на лучший исход, ему довелось пережить радость. 18 ноября 1883 года он присутствовал на открытии вновь отстроенного после пожара здания Национального театра. В переполненном зале снова прозвучала его опера «Либуше», имевшая громадный успех. Композитора неоднократно вызывали, и он снова почувствовал любовь и признание пражской публики. Но это было последнее его торжество — последний раз он присутствовал в театре, последний раз в полном сознании видел прекрасную Прагу, беседовал с друзьями.

Когда в начале 1884 года праздновали шестидесятилетие со дня его рождения, он был уже настолько болен, что не мог и помышлять о путешествии в город.

С каждым днем Бедржих Сметана чувствовал себя все хуже и хуже. Его мучили головные боли, он жестоко страдал от не смолкавшего ни на минуту шума в голове и ушах. Затем ко всему этому добавились галлюцинации. Композитор постепенно терял память, подчас не узнавал знакомых и, что было для него особенно тягостным, начинал ощущать бессвязность мышления. В конце января 1884 года он окончательно потерял сознание, вскоре его перевезли в Прагу и поместили в больницу для душевнобольных, где в мае этого же года он скончался.

Смерть Бедржиха Сметаны была воспринята чешским народом как тяжелейшая утрата. Его похороны привлекли огромное количество людей, среди которых были не только пражане, но и приезжие из других городов. Траурное шествие прошло по городу к Вышеграду, где и нашел вечное упокоение великий чешский композитор. Но жизнь его музыки только начиналась, и будущее принесло ему истинное бессмертие.


..Следующая страница->