Мурадели Вано Ильич

(настоящая фамилия — Мурадов)

(1908-1970) советский композитор

Мурадели называли «самым монументальным из всех советских композиторов», поскольку все основные его сочинения написаны в стилистике крупной формы. Даже песни он превращал в плакаты, призывы, лишенные полутонов и мелодических оттенков. Песни Мурадели «Бухенвальдский набат», «Марш космонавтов», «И на Марсе будут яблони цвести» являются таким же порождением шестидесятых годов, как и мелодии Дунаевского в тридцатые.

Однако сам композитор никогда не считал создание песен основной формой своего творчества. Он считал себя прежде всего создателем произведений крупной формы.

Вано Мурадели родился в небольшом грузинском городке Гори в многодетной крестьянской семье. Впоследствии он неоднократно называл себя «земляком Сталина». Вано был младшим из четырех детей. Хотя никто из его родственников не владел нотной грамотой, семья Мурадели пользовалась репутацией тонких знатоков музыки. Во время всех сельских праздников отец и братья Вано исполняли грузинские народные песни.

Музыкальный слух Вано проявился в раннем детстве, до начала ломки голоса он был запевалой в семейном ансамбле. В школе мальчик начинает петь в самодеятельном хоре, самостоятельно осваивает технику игры на гитаре и мандолине.

Природную одаренность Мурадели заметил директор школы и разрешил Вано заниматься на школьном рояле. Постепенно Вано настолько освоил инструмент, что во время учебы в старших классах иногда выступал в местном кинотеатре перед началом сеансов. Игра Мурадели нравилась зрителям, и директор кинотеатра нанял юношу в качестве тапёра. Впоследствии композитор вспоминал, что подбор музыки к немым фильмам позволил ему овладеть основами композиции.

В 1925 г. Мурадели заканчивает среднюю школу и уезжает в Тбилиси, чтобы поступить в местное музыкальное училище. До начала экзаменов оставалось время, и юноша устроился рабочим на Тбилисскую киностудию. Там он познакомился с режиссером М. Чиаурели. После съемок в массовой сцене режиссер прослушал юношу и сказал, что тому необходимо получить профессиональное музыкальное образование.

Чиаурели познакомил Мурадели с директором Тбилисского музыкального училища, композитором К. Шотниевым. Сдав вступительные экзамены, Мурадели стал студентом одновременно вокального и дирижерского отделений.

Во время учебы на первом курсе Мурадели начинает серьезно заниматься композицией и вскоре переходит на соответствующее отделение. Со второго курса он числился студентом вокального и композиторского отделений.

В 1927 г. Мурадели с отличием заканчивает музыкальное училище и без экзаменов поступает в Тбилисскую консерваторию, где учится в классе, которым руководил профессор С. Бархударян. В консерватории Мурадели увлекается вокальной музыкой и пишет цикл романсов на стихи грузинских поэтов. Во время учебы на пятом курсе он начинает сотрудничать с драматическим театром имени Марджанишвили. Музыка к спектаклю «Затмение солнца» становится дипломной работой Мурадели. Закончив консерваторию, он возглавляет музыкальную часть театра, пишет музыку к спектаклям и дирижирует театральным оркестром.

В 1934 году Мурадели направляют в Московскую консерваторию, и он попадает в класс, которым руководил замечательный русский композитор Н. Мясковский. Под его руководством молодой музыкант заметно совершенствует свое мастерство. Он пишет несколько вокальных циклов на стихи грузинских поэтов и цикл из шести романсов на стихи А. Пушкина. Тогда же он увлекся грузинским музыкальным фольклором, на основе которого создал симфоническую сюиту. Но одновременно он интенсивно занимался любой общественной работой, потому что понял: надо любым способом обратить на себя внимание. Поэтому на последнем курсе консерватории он становится секретарем комсомольской организации факультета, командиром роты на военной подготовке. Его принимают в Союз композиторов.

Дипломной работой Мурадели становится симфония, посвященная памяти С. Кирова. Она звучит на выпускном концерте, через несколько месяцев ее передают по Всесоюзному радио.

Закончив Московскую консерваторию, Мурадели женится на своей соученице и остается в Москве. Он работает в Союзе композиторов, пишет музыку к кинофильмам. Дебютом в кино становится музыка к художественному фильму «Комендант птичьего острова», поставленного А. Разумным.

Одновременно Мурадели начинает сотрудничать с драматургом Г. Мдивани. Он пишет музыку к нескольким его пьесам, в 1939 г. начинается их совместная работа над оперой «Чрезвычайный комиссар». Ее главным героем должен был стать Серго Орджоникидзе. Отрывки из оперы сначала прозвучали по радио. Однако работу пришлось прервать из-за начавшейся Великой Отечественной войны.

В середине июля 1941 года Мурадели направили на фронт в качестве руководителя концертной бригады. В течение нескольких месяцев он ездил по разным участкам боевых действий, выступал перед бойцами. Только в феврале 1942 г. композитор возвращается в Москву, и его назначают музыкальным руководителем центрального ансамбля Рабоче-крестьянского красного флота (РККФ).

Мурадели впервые в своей творческой карьере возглавил профессиональный коллектив. В состав ансамбля входили хор, симфонический оркестр, хореографическая и драматическая труппы, джазовый оркестр. Вместе с ансамблем Мурадели объездил все морские театры военных действий, давая представления в освобожденном от блокады Ленинграде, на Северном флоте. Тогда Мурадели серьезно заинтересовался формой массовой песни. Он пишет песни на слова С. Алымова, В. Лебедева-Кумача, Я. Хелемского. Песня на стихи К. Симонова «Жди меня» становится своеобразным символом верности.

В августе 1944 г. Мурадели демобилизуется, возвращается в Москву и снова начинает работать в Союзе композиторов. Вскоре он входит в его руководство, становится секретарем московской организации. В канун 1945 года состоялась премьера Второй симфонии композитора, в ней он говорил музыкальным языком о близкой победе.

Мурадели возобновляет работу над оперой «Чрезвычайный комиссар», меняя название. Опера «Великая дружба» была завершена в 1947 г. , премьера состоялась 7 ноября того же года на сцене Большого театра. Еще до этого критика и специалисты хорошо принимали музыку и хореографию балета.

Однако в судьбе композитора наступил неожиданный поворот. Изображение С. Орджоникидзе в качестве главного героя вызвало резкую реакцию со стороны И. Сталина. В ЦК КПСС состоялось развернутое обсуждение оперы Мурадели, где все его творчество было подвергнуто жестокой критике. Мурадели публично «покаялся» в своих ошибках, заявив, что «сделает все, что от него требует ЦК». Чуть позже он написал письмо Сталину. Но 10 февраля 1948 года было опубликовано постановление ЦК КПСС, в котором Мурадели обвиняли в формалистических тенденциях, искажении исторической правды и противопоставлении одних народов Северного Кавказа другим.

Одновременно на страницах газеты «Правда» и в других изданиях появляются статьи разгромного характера, в которых Мурадели обвиняют в крупных идейных пороках. Отметим, что как раз в это время в печати шла публичная травля Д. Шостаковича и С. Прокофьева. Впоследствии Мурадели даже гордился тем, что в постановлении его имя было названо в одном ряду с ними. Но в то время несправедливая критика вызвала у композитора нервную депрессию, он не мог работать в течение нескольких месяцев. Только в 1949 г. он начинает вновь сочинять музыку, пишет хоровую сюиту «Путь победы».

Чтобы восстановить свою репутацию, Мурадели пишет свою Третью симфонию, посвятив ее В. М. Молотову. За нее в 1951 году он получает Сталинскую премию. С этого времени начинается постепенное восхождение Мурадели.

Но сочинения композитора запрещалось исполнять на радио и записывать на грампластинки. Только в 1958 году, когда было принято специальное постановление, в котором признавалась ошибочность оценки оперы «Великая дружба», Мурадели смог вернуться к своим слушателям. В начале пятидесятых годов он в основном пишет массовые песни, с концертной поездкой выезжает на целину, работает над музыкой к кинофильмам «Шарф любимой», «Крылья», «Лавина с гор», «Насреддин в Ходженте».

Композитор долго не решался приступить к работе над новой оперой. Когда осенью 1950 года к нему обратилось руководство Большого театра с просьбой написать оперу «Октябрь» на либретто В. Луговского, Мурадели вначале отказался. Только через десять лет он начал работать над оперой вместе с режиссером И. Тумановым. У них получилось яркое динамичное зрелище. В мифологизированной форме авторы представили историю Советской страны. Роль Ленина исполнил А. Эйзен. Премьера оперы «Октябрь» состоялась 22 апреля 1964 года на сцене Кремлевского Дворца съездов.

С начала шестидесятых годов Мурадели обратился к новому жанру: он пишет оперетту «Девушка с голубыми глазами» на текст поэта В. Великого. Их совместная работа началась во время создания оперы «Октябрь», когда Великому пришлось заменить умершего Луговского.

Премьера оперетты состоялась осенью 1965 года на сцене Театра оперетты, а через два года композитор представил новую работу — оперетту «Москва—Париж—Москва». В сюжете повторялась история, рассказанная в кинокомедии «Цирк», только главной героиней стала киноактриса. Но оперетты не принесли успеха автору, поскольку ему не удавалось передавать в музыке психологические переживания.

Основная популярность Мурадели связана прежде всего с монументальными сочинениями — ораториями, хоровыми сюитами, песнями, прославлявшими Ленина и КПСС. По сути, в шестидесятые годы композитор создал собственный музыкальный стиль — простые, распевные мелодии, аранжированные в торжественно-бравурном ключе, с нарочито замедленным темпом. Его неторопливые, напоминавшие шествие сочинения как нельзя лучше соответствовали нараставшему в стране застою.

Мурадели активно продолжает осваивать жанр политической песни, его произведения «Песня о Ленине», «Коммунисты всегда впереди» входят в обязательный репертуар массовых ансамблей и хоров. В 1968 году он становится народным артистом СССР.

Можно сказать, что композитор создал особый жанр — песню-плакат, рассчитанную на исполнение в большой аудитории. Поэтому в ней нет мелодических оттенков, основной прием — повторы или диалог солиста и хора. Подлинные чувства заменены патетикой лозунговых оборотов, мелодический рисунок до предела упрощен. Даже в лучшей своей песне — «Бухенвальдский набат» — Мурадели не смог выйти за пределы стилистики марша и внести в мелодию непосредственность переживания.

Деятельность Мурадели не ограничивалась только созданием музыки, он неизменно входил в состав руководства Союза композиторов СССР. Примечательно, что более тридцати лет Мурадели возглавлял Музыкальный фонд СССР — организацию, которая занималась распределением квартир, машин, путевок и прочих материальных благ.