Хачатурян Арам Ильич

(1903-1978) советский композитор

При первых звуках поэтичного вальса к драме Михаила Юрьевича Лермонтова «Маскарад» или «Танца с саблями» из балета «Гаянэ» слушатель сразу догадывается, что это музыка Хачатуряна, в которой чувствуется сочный колорит восточных мелодий, стремительный танцевальный ритм и особая красочность звучания оркестра.

Музыкальный путь композитора начался необычно. В детстве Арам Ильич Хачатурян не учился музыке, только слушал народные песни и пел сам. Его отец, известный в Тбилиси мастер переплетного дела, был самодеятельным музыкантом. Он пел под аккомпанемент народных инструментов — саза, кеманчи или тара.

Настоящие занятия музыкой начались, когда Араму исполнилось 19 лет. Он приехал в Москву и поступил в техникум при Институте имени Гнесиных по классу виолончели.

Талант юноши сразу же привлек внимание выдающихся педагогов. В классе композитора Гнесина Хачатурян изучал музыкальных классиков и впервые попробовал сочинять музыку. Он блестяще заканчивает музыкальный техникум и поступает в Московскую консерваторию в класс к известному композитору Н. Мясковскому. В консерватории Арам Хачатурян пишет свою первую симфонию, а также камерные и инструментальные произведения. Любопытно, что созданные им в то время марши были включены в обязательный репертуар военных оркестров.

В 1934 году Арам Хачатурян закончил Московскую консерваторию, и его имя, как лучшего выпускника, было высечено на «золотой доске».

Первая симфония сразу была признана выдающимся произведением. В ней уже тогда проявилась такая черта творчества Хачатуряна, как импровизационность. Импровизировать — это значит сочинять внезапно, без предварительной подготовки. Здесь же это означало легкость и вместе с тем четкость мелодии. Недаром композитор использовал много фольклорного материала — танцевальные мелодии Грузии и Армении.

Вслед за Первой симфонией появляется Концерт для фортепиано с оркестром. В нем также соединяются яркие национальные ритмы с четкостью, свойственной классическим концертам Чайковского. Композитор пробует свои силы в самых разных жанрах — пишет балет «Счастье», поставленный впервые Ереванским театром балета, а также музыку к кинофильмам и ко многим драматическим пьесам.

По заказу театра им. Вахтангова, Арам Хачатурян создает знаменитый «Вальс» к драме М. Лермонтова «Маскарад», а для спектакля МХАТа «Кремлевские куранты» пишет песню «Море Балтийское».

Наиболее крупным произведением стал Концерт для скрипки с оркестром, посвященный Давиду Ойстраху, с которым композитора связывала не только дружба, но и длительное творческое сотрудничество.

В годы войны, Арам Ильич Хачатурян пишет свой второй балет — «Гаянэ», в котором рассказывает о борьбе советских людей с врагами.

С 1950 года он преподавал в Московской консерватории и впервые начал выступать как дирижер. Любопытно, что исполнял он только произведения собственного сочинения, считая, что композитор не может воплотить музыку, сочиненную другим.

Центральное произведение послевоенного времени — балет «Спартак», ставший своеобразной визитной карточкой Большого театра.

Появлению этого балета на сцене Большого театра предшествовала долгая история. Премьера «Спартака» состоялась в 1956 году в Ленинграде. Несмотря на то, что балет был восторженно принят публикой и критикой, композитор счел необходимым доработать его музыку, и на сцене Большого театра была поставлена практически новая версия балета.

В нем музыкальными средствами рассказана история восстания древнеримских рабов и воссоздана история любви Спартака и Фригии. Новизна балета в том, что Хачатурян строит его драматургию на соединении динамичных массовых сцен и своеобразных танцевальных монологов героев. Это отражено и в характере музыки.

С одной стороны, перед нами яркие, наполненные движением массовые сцены, представляющие картины из жизни Древнего Рима: победное шествие римских войск, рынок рабов, пир в доме Красса. С другой стороны, переживания героев переданы с помощью мягкой, лирической мелодии. Кроме того, для каждого из героев, Арам Хачатурян сочинил свой музыкальный мотив: героический звук трубы связан с предвещением появления Спартака, звуки ударных возвещают о появлении Красса, нежная мелодия флейты и гобоя сопровождает танец Фригии.

Важно, что в этом балете одинаково значимы как мужские, так и женские партии. Более того, мужские необычайно разнообразны, и сразу несколько танцовщиков с разным сценическим дарованием могут проявить себя в сольных партиях. Вот почему балет «Спартак» вошел в историю музыки как балет блестящих исполнителей. В нем танцевали А. Макаров, В. Васильев, М. Лиепа, М. Плисецкая, Е. Максимова.

В последние годы жизни композитор работал над монументальным сочинением совершенно нового типа. Это был концерт-рондо, каждая из частей которого должна была исполняться оркестром с одним из солистов — на скрипке, виолончели и на фортепиано. Однако Хачатурян так и не успел закончить работу над этим новаторским сочинением.

Значение его творчества заключается в создании им практически новой музыки, музыки XX века, отличающейся особым динамизмом, драматичностью конфликта, мелодической выразительностью, специальной тональностью сольных партий.

Вот почему произведения Арама Ильича Хачатуряна входят в программу произведений, обязательных для исполнения участниками Московского международного конкурса имени Петра Чайковского.