Френкель Ян Абрамович

(1920-1989) российский композитор

Творчество Яна Абрамовича Френкеля удивительно разнообразно: он писал камерную, вокальную, инструментальную музыку. Но особенной популярностью пользуются его песни.

Ян Френкель родился в маленьком украинском городке Пологи и получил свое имя в честь известного эстонского революционера Яна Томпы, казненного в 1918 году. Его отец был парикмахером, но всю жизнь увлекался музыкой. Сам он не смог получить профессионального образования, но сделал все возможное, чтобы сын стал настоящим музыкантом.

Когда мальчику исполнилось четыре года, отец начал учить его играть на скрипке, но у Яна были слишком слабые руки, и занятия пришлось отложить — мальчик стал обучаться игре на пианино.

В восемь лет он продолжил занятия на скрипке и под руководством отца стал так хорошо играть, что на него обратили внимание педагоги. К тому времени семья переехала в Киев. Ян поступает сразу в третий класс музыкальной школы, где занимается с известным скрипачом Я. Магазинером. Заметив у мальчика задатки виртуоза, тот начал готовить Яна к поступлению в консерваторию.

После окончания школы Ян Френкель стал студентом сразу двух отделений Киевской консерватории — скрипичного и композиторского, где его наставником был украинский композитор Б. Лятошинский. Параллельно Френкель продолжал занятия с Магазинером, который и посоветовал выступать в ансамблях. Тогда он впервые осознал, что музыка может стать средством поддержки семьи.

Когда Ян Абрамович Френкель закончил третий курс, началась война.

Он не подлежал призыву из-за возраста, поэтому вместе с другими студентами был направлен в Донбасс на сельскохозяйственные работы.

Только в начале 1942 года его призвали в армию. Закончив Оренбургское зенитное училище по краткосрочной программе в конце 1943 года, Френкель попал на фронт, став командиром орудия.

Однако через два месяца его тяжело ранило, и он оказался в госпитале. После курса лечения, Ян Френкель был признан непригодным для прохождения военной службы, но все же добился направления во фронтовой театр, находившийся на Карельском фронте.

Он попал в коллектив, которым руководили московские режиссеры А. Арнольд и Ф. Каверин, где ему пришлось не только играть на различных музыкальных инструментах, но и писать музыку для оформления спектаклей и концертов.

Театр постоянно концертировал, и Френкель оказывался в гуще происходивших на фронте событий. Впоследствии военные впечатления стали одной из главных тем его творчества.

После возвращения с фронта бригаду переформировали, и театр возглавила артистка Театра оперетты К. Новикова. Яну Френкелю вновь пришлось обратиться к классической музыке: он выступал как аккомпаниатор, писал фортепьянные аранжировки известных опереточных арий.

С музыкальным коллективом Новиковой, Френкель прошел по фронтовым дорогам от Москвы до Праги. День Победы он встретил под Берлином, где бригада давала концерт в ставке маршала Георгия Жукова.

Ян Абрамович Френкель продолжил концертную деятельность и после войны, ездил по разным городам, проявляя виртуозное умение игры на скрипке и аккордеоне.

В начале пятидесятых годов он поселяется в Москве и начинает работать как дирижер эстрадного оркестра, выступает в ресторанах, в фойе кинотеатров. В то время на эстраде появились первые джазовые ансамбли, и Френкель начинает выступать в них в качестве пианиста.

Особое значение для него имела работа под руководством М. Фрумкина и Л. Олаха, который убедил его продолжить работу в качестве аранжировщика. Теперь он не только перекладывает для джаза популярные мелодии, но и помогает профессиональным композиторам как оркестровщик.

В конце пятидесятых годов Яну Френкелю удается устроиться корректором в издательство Музыкального фонда. Он должен был готовить к печати партитуры произведений, авторами которых были известнейшие композиторы. Впоследствии он признавался, что работа с партитурами как бы помогла ему завершить музыкальное образование и окончательно сформироваться как композитору.

Тогда Френкель впервые начал сочинять собственную музыку. Он пишет оркестровые пьесы, вальсы, мазурки. Особой популярностью пользовалась комическая танцевальная сценка «Именины лисы».

Музыка Яна Френкеля отличалась не только безупречным вкусом, но и тонким чувством возможностей каждого используемого инструмента. Его пьесы входят в репертуар известных коллективов, их исполняют оркестры под управлением Г. Рождественского, Л. Утесова, Э. Рознера. В 1959 году Рождественский записал сюиту Френкеля на радио, и музыка композитора впервые прозвучала в эфире.

Своеобразным признанием известности Яна Френкеля стало его участие в подготовке новой редакции Гимна СССР.

Именно его вариант был принят комиссией и стал исполняться как гимн страны.

С 1960 года Ян Абрамович Френкель перестает работать в издательстве и полностью сосредотачивается на сочинении музыки, впервые обратившись к песенному жанру. Одна из первых, вскоре ставшая популярной песня «Солдаты» была написана на стихи К. Ваншенкина и прозвучала на радио в исполнении М. Бернеса. С нее началось сотрудничество композитора с популярным артистом кино.

Одна из лучших песен-баллад «Журавли» была написана на стихотворение Р. Гамзатова после незначительной переработки текста. Впоследствии Ян  Френкель продолжил намеченную линию в своем творчестве, написав еще несколько баллад на стихи К. Ваншенкина, Я. Козловского, Ю. Левитанского, А. Поперечного.

Особенной популярностью до настоящего времени пользуется песня «Русское поле», написанная на стихи И. Гофф, и в дальнейшем Френкель неоднократно обращался к стихам поэтессы.

Композитор считал, что киномузыка является составной частью драматургического решения картины. Поэтому он всегда настаивал на том, чтобы писать не отдельные фрагменты, а цельную сюиту.

Первым подобным опытом стала музыка к картине Э. Кеосаяна «Неуловимые мстители». Несмотря на просьбы режиссера, композитор не стал использовать мелодику популярных революционных песен. Он сочинил собственную музыку, настолько точно отразив своеобразие времени, что впоследствии критики отказывались верить в то, что вся музыка в картине авторская.

На протяжении многих лет Ян Абрамович Френкель работал вместе с режиссером Л. Марягиным. Они создали несколько картин, и для каждой Френкель выстроил музыкальный ряд на современных и лирических ритмах.

Иногда случалось так, что удачно найденная песня определяла стилистику всей картины. Так, услышав песню Френкеля «Калина красная», В. Шукшин не только пригласил композитора писать музыку, но и переделал почти готовый сценарий.

Ян Френкель прекрасно проявил себя и как аранжировщик русской народной музыки. Воспользовавшись мелодиями народных песен, композитор создал оригинальный мелодический строй фильма.

В конце шестидесятых годов, Ян Абрамович Френкель становится заместителем председателя Союза композиторов РСФСР. Тогда он впервые начинает выступать с сольными концертами, исполняя на них песни и музыкальные пьесы. Эти концерты проводились до последних дней жизни композитора.