Щедрин Родион Константинович

(род. в 1932 г. ) русский композитор

Будущий композитор родился в российской глубинке. Его дед был священником в городе Алексин, расположенном на берегу Оки. Отец же выбрал себе другой путь: он преподавал в музыкальном училище историю и теорию музыки и сам сочинял. Мальчик пошел по его стопам и уже в школе знал, что будет музыкантом.

В 1945 году Родион поступил в Московское хоровое училище и закончил его по специальности хоровое дирижирование. Уже во время учебы он написал свои первые хоровые композиции.

Свое образование Родион Щедрин продолжил в Московской консерватории, став студентом двух отделений — композиторского и исполнительского. Его учителем в фортепианном классе был известный пианист Я. Флиер, а композицией с ним занимался другой известный музыкант — композитор Ю. Шапорин. После окончания консерватории Родион Щедрин учится у него в аспирантуре, а затем в течение нескольких лет преподает на композиторском отделении.

Уже в ранних сочинениях Щедрина определяются основные особенности его творчества: он сочетает классическую музыкальную традицию с элементами русского фольклора. И в Первом концерте, и в Первой симфонии Родиона Щедрина отчетливо звучат народные мелодии. При этом все его сочинения отличаются стройностью, яркой концептуальностью.

Балет «Конек-Горбунок» (1960) построен как своеобразное воспоминание о музыке И. Стравинского, написавшего балет на тот же сюжет в начале века. Но в отличие от своего предшественника, Родион Константинович Щедрин дополняет оркестр народными инструментами, что придает музыке национальный колорит. После премьеры балета на сцене Большого театра, Родион Щедрин входит в число ведущих композиторов своего времени.

В шестидесятые годы он занимается тем, что очень удачно интерпретирует классические произведения. Подражая Д. Россини, он строит оперу «Не только любовь» (1961) на речитативах (ритмизованной речи) действующих лиц. Сохраняя верность народной музыке, Родион Щедрин использует в оперных монологах и мелодии народных частушек, а в основу сюжета легли рассказы С. Антонова.

Позже Родион Константинович Щедрин развивает накопленный опыт в монументальной Второй симфонии (1965), посвященной 20-летию со дня Победы. В ней он продолжает искать собственную художественную форму, которая позволила бы соединить фольклор с современными приемами композиторского письма — сонористикой и алеаторикой. Щедрин пытается передать в музыке с помощью звукописи и контрастных созвучий звуки боя, напряжение схватки.

В озорных частушках и концерте «Звоны», Щедрин продолжил осваивать фольклорный материал. ^Музыка концерта «Звоны», написанного по заказу Нью-Йоркской филармонии, построена на соединении мелодики народных песен и древнерусских хоровых распевов. Средствами симфонической музыки Родион Щедрин передает гармонию колокольного звона. После премьеры концерта его автора признают лучшим композитором десятилетия.

Одновременно с симфоническими произведениями он создает много работ для театра.

В 1958 году Родион Щедрин женился на известной балерине, солистке Большого театра Майе Плисецкой. Для нее были написаны балеты «Конек-Горбунок» и «Кармен-сюита».

Последнее произведение представляет собой современную транскрипцию музыки оперы Ж. Бизе «Кармен». Щедрин здесь перекладывает музыку для струнных и ударных инструментов. Композитор показал не только прекрасное знание законов инструментовки, но и тонкое чувство формы.

Родион Константинович Щедрин говорил, что стремился создать не стилизацию, а новое прочтение известной оперы. Поэтому отказывается от традиционного симфонического оркестра и заменяет его струнными и ударными инструментами. Через несколько лет Щедрин переработает музыку балета в симфоническую сюиту, добавив партию деревянных духовых инструментов.

В семидесятые годы Родион Щедрин в основном работает для музыкального театра. Со временем композитор создает балеты «Анна Каренина» (1972) и «Чайка» (1979), своеобразно интерпретируя классические литературные произведения. Музыка «Анны Карениной» строится как воспоминание о балетах XIX века. Поэтому хореография строилась с использованием лейтмотивов произведений Л. Минкуса, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского.

Балет «Чайка» решен как воспоминание о стилистике начала XX века. Родион Щедрин строит его музыку на диссонансных созвучиях в стиле сочинений А. Скрябина. Поэтому и хореография решается в ярком гротескном стиле с романтическими вставками.

Несколько произведений композитора Родиона Щедрина написаны и на злобу дня, он отразил в них важнейшие события времени. Однако среди них тоже есть интересные произведения — «Реквием» на слова Р. Рождественского и «Поэтория» на стихи А. Вознесенского, в которых композитор удачно соединил декламацию, женский голос, смешанный хор и симфонический оркестр. Здесь впервые прозвучали монологи, которые Щедрин специально написал для народной манеры пения.

В дальнейшем композитор использовал найденные им приемы композиции в хоровых сочинениях на стихи А. Пушкина и А. Твардовского. В 1997 году он написал колокольное величание «Слава! Слава!», посвятив его М. Ростроповичу.

В ряде произведений проявился экспериментальный характер натуры Родиона Щедрина, об этом говорит даже название его камерного сочинения «Геометрия звука». Интересное развитие традиций Д. Шостаковича можно услышать в скрипичной пьесе «Тараканы по Москве». Она неоднократно звучала в исполнении оркестра В. Спивакова.

Практически одновременно с созданием классических сочинений Родион Константинович Щедрин пишет музыку для кинематографа. Первым таким опытом стали мелодии к фильму «Высота» (1957). Написанная для картины песня «Не скалолазы мы, не плотники» обрела всенародную популярность.

В том же году Щедрин создал монументальную композицию для картины режиссера Ю. Райзмана «Коммунист». Он проявил себя как патетический автор, четко следовавший за замыслом режиссера. Среди других кинематографических работ можно отметить музыку для картин «Нормандия-Неман» (1960), «Сюжет для небольшого рассказа» (1969), «Воры в законе» (1988). В киномузыке Щедрин остается верным симфоническому принципу: для каждой картины он пишет не совокупность кусков, а единую сюиту, сюжетно цельную и художественно завершенную.

Вершиной оперного творчества Родиона Константиновича Щедрина к настоящему времени является опера «Мертвые души» (1977). В ней композитор проводит контрастное сопоставление двух мелодических пластов — русских народных плачей и приемов авангардной музыки в стиле Д. Шостаковича. Для каждого из персонажей оперы Щедрин создает яркую музыкальную партию. Например, характер Коробочки создан на постоянных повторах. В образе Ноздрева то и дело прорываются резкие ноты строевых песен, речь Манилова строится на романсовых созвучиях.

Партии героев звучат на фоне протяжных хоровых мелодий, написанных как стилизация народных причетов. Чтобы придать сюжету больший динамизм, Родион Щедрин отказывается от использования скрипок, заменяя их специально написанной партией для камерного хора. Найденный прием позволил придать опере своеобразную тембровую окраску, соответствующую сатирическому духу произведения Н. Гоголя.

В последующие годы Щедрин сосредотачивается на оркестровых и балетных сочинениях. Композитор начинает выступать как пианист с сольными концертами.

Во время перестройки Щедрин и Плисецкая стали гражданами Литвы, что обеспечило им свободу перемещения по всему миру.

После перехода Плисецкой на контрактную работу Щедрин стал жить в тех местах, куда уезжала работать его жена. Она подчиняла свою жизнь профессиональной карьере, Щедрин же стал верным спутником и ценителем ее таланта.

Большую часть года композитор проводит в Германии, выполняя обязанности члена Баварской академии изящных искусств. Он постоянно занимался общественной работой, с 1973 по 1990 год являлся председателем Союза композиторов РСФСР.

Родион Константинович Щедрин награжден различными отечественными наградами: Государственной премией (1972), Ленинской премией (1981). С 1979 года он является почетным членом общества Ф. Листа (США).